01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Интервью

Арабская каллиграфия – целая наука

В конце мая в Уфе, в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова открылась выставка, посвящённая арабской каллиграфии.

Авторами различных рисунков и шамаилов являются Айдар Гареев и Джамиль Ахметгалиев. Более подробно про свои работы и уровень развития арабской каллиграфии в республике рассказал Айдар Гареев.

– Расскажите, пожалуйста, каков посыл данной выставки?

– Я считаю, что у каждого художника наступает определённый    этап в его развитии. До перехода на следующий ему необходимо сделать выводы и представить перед зрителями свои работы в виде отчёта. У меня и моего коллеги Джамиля накопилось достаточное количество работ. Поэтому решили организовать данную выставку. 

Второй посыл – это донести через искусство красоту религии. Если хотя бы один посетитель, посмотрев эти работы, заинтересуется религией, задумается над смыслами этих священных текстов, то, я думаю, цель выставки будет достигнута.

– Каким темам посвящены ваши рисунки?

– Я являюсь прежде всего художником арабской и персидской каллиграфии. Но я стараюсь рисовать так, чтобы данный вид искусства был более доступен и понятен светской аудитории. Джамиль чаще всего обращается к красоте природы Башкортостана.

– Что вас вдохновляет на создание этих работ?

– Вдохновение всегда бывает в душе. Но, прежде чем она будет выражена, необходимо пройти несколько этапов. Сначала возникает идея. Потом, после прочтения какого-нибудь аята, возникает образ. Только через некоторое время появляется сам рисунок. Над каждой работой идёт определённый духовный труд.

– Как вы относитесь к оценкам своего творчества? Отражаются ли критика или похвала окружающих на ваших последующих рисунках?

– Это сложный вопрос для любого художника. Так повелось, что человек всегда старается работать на публику. Когда ты пытаешься от них абстрагироваться и творить ради довольства Всевышнего, тогда, действительно, что-то получается красиво. Например, я рисую акварелью плохо. Но когда я с искренним намерением сделал шамаил, то получилось неплохо. Как только люди стали меня хвалить за эти рисунки, следующие уже не получились. Это такая тонкая грань, и здесь важно научиться концентрироваться на главной цели.

– Скажите, пожалуйста, может ли художник без специального образования создавать шамаилы?

– Арабская каллиграфия – это целая наука, которую надо понимать. Существуют специальные математические, геометрические, философские формулы. Без этих знаний – их учёные называют «нукта» (точка) – смысл каллиграфии теряется. А просто срисовывать каллиграфию – это не каллиграфия, а просто рисунок. К сожалению, эти знания мы сейчас утратили, в республике владеющих этими знаниями остались единицы.

– Айдар Зиннурович, спасибо за беседу. Пусть ваша выставка пройдёт успешно и будет во благо.
 

Ляйсан Бахтиева