26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

С заботой о детях

Когда человек становится родителем, на его плечи ложится огромная ответственность – воспитание новой жизни.

Первый год малыш неразрывно связан со своей матерью. Первая улыбка, первые зубки и шаги. Шаги ко взрослой жизни. Настаёт время, когда ребёнку пора идти в садик. И тут стоит вопрос, во сколько же лучше всего начать водить малыша в сад. И вообще, стоит ли? Возможно, дома было бы лучше? На эти и другие вопросы ответила нам руководитель дошкольного учреждения Хабаровска Атлас Киволь. 

– Расскажите, в каком возрасте ребёнка можно отдать в садик?

– Конечно, каждый родитель задумывается, отдавать ребёнка в детский сад или нет. И главный вопрос – в каком возрасте его отдавать. Кто-то считает, что и в три года ещё рано, а кто-то готов и в 1,5 года отдать малыша в детский сад. Однозначного ответа, конечно, нет. Здесь необходимо оценивать индивидуальные особенности развития ребёнка, его психологического развития. Как правило, деткам до трёх лет нужна мама и ее внимание. У них лезут зубки, они могут капризничать. Мама может отдать малыша в детсад и в 1–1,5 года, если в этом есть острая необходимость. Многие дети ещё находятся в этот период на грудном вскармливании. Психологически для ребёнка это очень сложно, когда он в обед засыпает и ищет маму. Ведь он привык к определённому режиму засыпания. Но есть и такие, к примеру, которые в таком возрасте замечательно себя чувствуют, хорошо адаптируются к деткам и воспитателям. Но лучший возраст – это всё-таки три года. Детки уже реже болеют, зубки не беспокоят, они понимают, что можно и нельзя. А малыши не понимают, и у них одна потребность: «хочу» и всё. 

– Чем стоит руководствоваться, когда отдаёшь ребёнка в детский сад?

– Если рассматривать детский сад с точки зрения развития, образовательного процесса, социализации, то, конечно же, тут однозначно это положительный фактор. В детском саду ребёнок учится общаться со сверстниками, да и не только со сверстниками. В нашем садике общение, как правило, происходит и с детками постарше. Они коммуницируют между собой, и часто малыши любят повторять за ними. Они так же быстро учатся считать, читать, петь. Во всех садиках создаются условия для игр и физического воспитания ребёнка. Если есть необходимость, с ними работают специалисты, логопед. 

– Чему может обучиться ребёнок в садике, чего не сможет полноценно получить от мамы, бабушки или няни?

– Считаю, что оставить ребёнка воспитывать дома отдельно можно в исключительных случаях, и заболевание – одно из них. Даже на сегодняшний день широко распространяется инклюзивное воспитание, когда в детские сады берут деток с разными отклонениями. В саду дети учатся отвечать за свои поступки, отстаивать свои права, решать спорные вопросы. Воспитатель всегда корректирует взаимоотношения детей. Во-первых, идёт наблюдение за контактом, во-вторых, выяснение обстоятельств конфликта, и специалист даёт детям возможность решить эту ситуацию самостоятельно. Конечно, где-то не обходится без помощи. Родители, бабушки или няни не заменят самой функции социализации как таковой. Дети общаются друг с другом и в процессе коммуникации решают определённые задачи, они становятся самостоятельными.

– Какие новаторские идеи дошкольного образования реализовываются сейчас?

– К новаторским идеям можно отнести интерактивные доски, телевизоры, компьютеры, различные техники, которые называются ИКТ. Вообще современные воспитатели постоянно обучаются, проходят какие-то курсы. В детских садах используют обучение по технологии «лэпбук». В игровой форме вместе с детьми реализовывают исследовательские технологии, какие-то задания малыши выполняют дома самостоятельно. Есть такие опыты, которые проходят в помещении в саду. И дети, и воспитатели стараются идти в ногу со временем.

– Может ли садик вложить в ребёнка базовые ценности в жизни? 

– Безусловно, в детском саду в ребёнка вкладываются такие ценности, как доброта. Есть такие понятия, как нравственное воспитание, по которому проводятся специальные уроки. Но, например, трёх-четырёхлетний ребёнок не может понять, почему другой ребёнок плачет. Он не может поставить себя на его место. Но он проявляет чуткость, внимательность, заботу. А учится этому у воспитателя, который поглаживает плачущего ребёнка. Своим поведением воспитатель показывает подопечным, что нужно проявлять заботу. А в более старшей группе, где шести-семилетние воспитанники, уже проводятся занятия, воспитатель непосредственно ведёт беседу с детьми, рассказывает о правилах поведения и дисциплины. В каждом саду есть своя дисциплина, которую ребёнок должен соблюдать.

– Каковы особенности у детей, которые воспитываются в разных культурах и традициях?

– Если говорить о садике, различий нет, так как детские сады работают по определенным программам. Другое дело, что семья влияет на воспитание и общество, которое окружает ребёнка. В садике воспитанники находятся до 12 часов, а остальное время проводят с родителями. И здесь, конечно, есть большое различие. Знаете, дети везде одинаковые, что здесь, что в другой стране. Ведь культура общения, речи, поведения прививается в процессе воспитательной деятельности. И в этом непосредственное участие принимает не только детский сад, но и родители, родственники, общество. 

Нет сомнений, что любящая мать будет окружать своего ребёнка теплом и заботой. Тяжело оторвать от сердца совсем ещё малыша и выпустить в самостоятельную жизнь. Но, как мы видим, в детских садиках созданы все комфортные условия для развития ребёнка. Если прислушаться к специалистам и их советам, то можно обойти все острые углы и как можно меньше причинить ребёнку психологического вреда, настроить его на первый взрослый шаг в его жизни. Чуткие и внимательные воспитатели помогут ребёнку адаптироваться в саду.
Всевышний вверил нам детей, и воспитание – долг родителя перед своим ребёнком. Самое ценное, что мы можем дать своим чадам, – это хорошее воспитание и благой нрав.

Айшат Расулова