28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Абдулла ибну Аббас رضي الله عنه – знаток религии

«Истинно, это мужественный юноша; у него пытливый ум и разумное сердце…» (Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه).

Абдулла ибну Аббас رضي الله عنه – выдающийся сподвижник Пророка ﷺ, по праву заслуживший славу, которая сопровождала его в течение всей жизни. Несмотря на юный возраст, он прославился тем, что ему довелось стать одним из лучших соратников Посланника Господа ﷺ. Слава также пришла к нему по линии происхождения, так как он был сыном дяди Пророка ﷺ. Он прославился как учёный, занявший высочайшее положение в общине Мухаммада ﷺ и являвшийся неисчерпаемым кладезем знаний. 

Ибну Аббас постился днём, а ночи проводил в поклонении, молил Всевышнего о прощении перед рассветом и рыдал от страха перед Господом, так что слёзы проделали борозды на его щеках. 

Абдулла ибн Аббас – лучший знаток Книги Аллаhа ﷻ, её толкователь, самый проницательный в исследовании Корана, проникший в его глубины и тайны. 

Рождение

Ибн Аббас родился за три года до хиджры (переселения из Мекки в Медину, заложившего начало мусульманскому летоисчислению), а когда Посланник Всевышнего ﷺ покинул этот мир, этому сподвижнику было всего лишь тринадцать лет. Вместе с тем он передал от Пророка ﷺ 1660 хадисов, которые записаны в сборниках достоверных хадисов имамов аль-Бухари и Муслима. 

Как только он родился, мать отнесла его к Пророку ﷺ, который смочил горло мальчика своей слюной, прежде чем мать накормила его. Таким образом, первое, что попало Ибн Аббасу внутрь, была чистейшая слюна благословенного Пророка ﷺ. Вместе с этим он обрёл праведность и мудрость. 

Спутник Пророка ﷺ

Когда мальчику исполнилось семь лет, он стал неразлучным спутником Посланника Господа ﷺ, сопровождая его везде, подобно тени. Когда Пророк собирался совершить омовение, Ибн Аббас готовил ему воду, а если Пророк ﷺ совершал намаз, то мальчик молился сзади. При всём этом он обладал отзывчивым сердцем и острым умом, что позволяло ему всё запоминать. 

Пока был жив Посланник Аллаhа ﷺ, Ибну Аббас черпал знания из этого неиссякаемого источника. Когда же благородный Пророк ﷺ предстал пред своим Господом, Абдулла обратился в поиске знаний к наиболее знающим сподвижникам и упорно учился у них. 

Он сам рассказал о себе: «Если мне становилось известно, что кто-то из сподвижников Пророка ﷺ рассказывает новый хадис, то я приходил к дверям его дома, расстилал у порога свою одежду, а ветер щедро осыпал меня песком и пылью. Если бы я попросил разрешения войти, меня с удовольствием впустили бы, однако я так поступал, чтобы успокоить своё эго (нафс). Выйдя из дома, хозяин натыкался на меня и спрашивал: «О сын дяди Посланника Аллаhа ﷺ, что привело тебя? Почему не послал за мной, я сам бы пришёл к тебе?» Я отвечал: «Более достойно, чтобы я пришёл к тебе. Наука и знания сами не приходят, а к ним нужно стремиться». Затем я начинал расспрашивать о хадисе…».

 В поисках знаний

В такой же степени, как Ибн Аббас проявлял смирение в поисках знаний, он с уважением и почётом относился к учёным.
Однажды, когда Зайд ибн Сабит رضي الله عنه – писарь Откровения Господа (Корана), крупнейший специалист Медины по судопроизводству, исламскому праву, чтению Корана и делам наследования, – собираясь в путь, взбирался на своё верховое животное, юноша Абдулла ибн Аббас стоял перед ним, как слуга, держа поводья его лошади. Зайд сказал ему: «Тебе нет нужды делать это, о сын дяди Посланника Аллаhа ﷺ». Ибн Аббас ответил: «Так нам было велено обращаться с учёными». «Покажи мне свою руку», – попросил его Зайд. Ибн Аббас протянул ему свою руку. Зайд наклонился к его руке, поцеловал её и сказал: «Так нам было велено обращаться к родне Пророка ﷺ». 

Таким образом, Ибн Аббас продолжал упорно учиться, пока не приобрёл потрясающие по своей обширности и глубине знания. Получив те знания, к которым он стремился, Ибн Аббас стал учителем для людей. Его дом превратился в мусульманский университет… Да, именно в университет в полном смысле этого слова, как мы понимаем это в наше время. Разница между университетом Ибн Аббаса и нашими университетами состоит в том, что в современных университетах преподают десятки, а иногда и сотни профессоров… Университет же Ибн Аббаса был создан благодаря усилиям одного профессора – самого Ибн Аббаса. 

Ему задавали вопросы

Один из его товарищей рассказывал: «В личности Ибн Аббаса я видел целый совет. Я видел, как люди целыми толпами шли по пути, ведущему к его дому. Их было так много, что создавались настоящие пробки. Как-то, придя к нему, я сказал, что у дверей его дома собралась толпа людей. Он сказал: «Подай-ка мне воды для омовения». Совершив омовение, он сел и сказал мне: «Выйди на улицу и скажи им: “Кто хочет задать вопросы по Корану и его токованию, заходите”».

Я вышел и передал людям его слова. Вошедших было так много, что они заполонили всю его комнату. Какой бы вопрос они ни задавали ему, на всё получали исчерпывающий ответ. Более того, его ответы охватывали проблему гораздо шире, чем она поднималась в задаваемом вопросе. Ответив на вопросы, Ибн Аббас говорил людям: «А теперь предоставьте возможность своим братьям». После этого люди уходили. При этом он говорил мне: «Выйди и скажи им, пусть заходит тот, кто хочет задать вопросы по поводу обязательных предписаний». Я передавал народу его слова, и его комната вновь наполнялась уже другими людьми, на все вопросы которых он отвечал исчерпывающим образом, раздвигая рамки поднятой проблемы. Вежливо попросив их выйти, он говорил мне: «Скажи им, пусть заходят те, кто желает задать вопросы по арабскому языку, поэзии и арабской словесности». И вновь комната целиком наполнялась людьми…». 

Советник халифов

Ибн Аббас счёл необходимым распределить все свои беседы по дням недели, чтобы около дверей его дома больше не происходило такого столпотворения. Один день недели он посвятил исключительно толкованию Корана. Другой день был посвящён занятиям по фикху (мусульманскому праву), третий день занятия проходили по жизнеописанию Посланника Аллаhа ﷺ. А один день был предназначен для изучения истории арабов, поэзии и т.п.

Благодаря своим знаниям и глубокому пониманию сути любого дела Ибн Аббас стал советником у праведных халифов, несмотря на свой юный возраст. Когда Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه сталкивался со сложной проблемой, он созывал совет взрослых (шейхов) из числа сподвижников Пророка ﷺ, непременным участником которого был Абдулла ибн Аббас. При этом халиф усаживал Ибн Аббаса на самое высокое и почётное место и говорил ему: «Это дело оказалось очень сложным для нас. Только тебе по силам решить этот и подобные ему вопросы». 

Ибн Аббас достиг зенита славы учёного, однако, несмотря на высокую степень, оставался скромным и глубоко набожным человеком. Ибн Аббас был из тех, кто постится днём и молится ночью. В страхе перед Господом он всю ночь рыдал так сильно, что слёзы лились ручьём по его нежным щекам, оставляя на них глубокие следы. 

Ибн Аббас прожил семьдесят один год, в течение которых был источником науки и знаний, образцом мудрости и праведности.

Адиль Ибрагимов