01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.05.2021 (по Шафии)

1.Что ценнее – читать Коран или слушать его чтение?

Если человек не понимает смысла Корана, но умеет правильно его читать в оригинале на арабском языке, знает правила и этикет чтения, то для него ценнее читать Коран самому, чем слушать чтение другого.
Слушать чтение Корана ценнее, если человек правильно понимает смысл Священной Книги и если оно располагает его к размышлениям над смыслами аятов, способствует смиренности более, чем при чтении Корана. Иначе чтение ценнее.
 («Аль-Минхадж», шарх «Сахиху Муслим», «Далиль аль-Фалихин»)

2.Каково решение относительно бритья головы мужчинам? 

В бритье головы нет ничего запретного, так как оно относится к категории дозволенного (мубах).
Бритьё головы является желательным действием в следующих случаях:
– во время паломничества (хадж, умра);
– на седьмой день от рождения;
– неверующему, когда он примет Ислам;
– если наличие волос может причинить вред здоровью человека;
– если затруднительно за ними ухаживать;
– если небритость стала отличительным признаком безнравственных людей, что приводит впоследствии к потере чести (муруата).
(«Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

3.Можно ли женщине наращивать волосы?

Запрещается наращивать волосы, используя пряди волос человека или шерсть животных, чьё мясо не дозволено употреблять в пищу или дозволено, но оно было заколото не по религиозным нормам. 
Незамужней девушке или замужней женщине, если муж не разрешает, запрещено наращивать волосы любым способом. Однако замужняя женщина, если муж согласен, может наращивать волосы с помощью синтетических (искусственных) прядей или сделанных из шерсти животных, заколотых по нормам Ислама, но никак не из человеческих волос. 
Примечание: 
Следует отметить, что если клей или соединительная капсула, посредством которых наращиваются волосы, не пропускают воду, то полное омовение (гусль) женщины будет недействительным. А если процесс наращивания проводился способом, позволяющим пропускать воду и омыть все волосы, то полное омовение будет действительным.
 («Бушра аль-Карим», 
«Ианат ат-Талибин»)

4.Продавец утверждает, что покупатель не уплатил определённую часть денег за товар, а покупатель настаивает на обратном. Кого оправдывают?

В случае когда продавец утверждает, что покупатель не отдал определённую часть платы за товар, принимают утверждение продавца, если он даст клятву.
Если же он откажется поклясться, то право клятвы переходит к покупателю, и если он даст клятву, то принимаются его слова. Если и покупатель откажется от клятвы, то учитывается утверждение продавца. 
Примечание:
Вышеупомянутое решение действительно только в том случае, если у сторон нет свидетелей.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Можно ли принимать обезболивающее при сильной головной или зубной боли во время поста?

Если головная, зубная, ушная и т. п. боль лишает человека покоя или усиливается из-за поста, то человек вправе принять (выпить) обезболивающее средство и нарушить свой пост. И для этого необязательно иметь заключение врача. Напротив, достаточно знать, что принимаемый препарат эффективен и нейтрализует боль.
Примечание:
Если возможно, то будет лучшим сделать внутримышечную или внутривенную инъекцию (сделать укол), чтобы не нарушить пост. 
(«Бугят аль-Мустаршидин» с субкомментариями имама аш-Шатири, «Хашия аль-Джамаль», «Хашия аль-Буджайрами»)

6.Нарушается ли пост, если сдать анализ на коронавирус, а именно – сдать мазок из носа или рта?

еходит середину гортани (место артикуляции буквы ح [ха]), то пост не нарушается.
При заборе мазка из носа необходимо учитывать, переходит стерильный зонд основание носовой кости или нет. Если переходит, то пост нарушается.
Забор крови пост однозначно не нарушает.
(«Нихая аль-Мухтадж»)

7.Правда ли, что после употребления алкоголя намаз и благие деяния не засчитываются в течение 40 дней?

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Не бывает так, чтобы кто-либо из моей уммы (общины) выпил алкоголь и Аллаh ﷻ принял его намаз в течение сорока дней» (ан-Насаи).
В другом хадисе Пророк ﷺ сказал: «Того, кто выпил алкогольный напиток, из чего бы он ни был произведён, Всевышний лишит вознаграждения за совершённую им молитву на сорок дней» («Аль-Джами ас-Сагир»).

Во-первых, в хадисах говорится не о действительности намаза, а о вознаграждении, получаемом за совершение самого намаза. Следовательно, намаз такого человека действителен, и он обязан совершать молитву.

Во-вторых, учёные расходятся во мнениях по поводу вознаграждения за само совершение намаза. Часть из них считает, что Всевышний полностью лишает употребившего спиртное вознаграждения за совершаемые им молитвы в течение сорока дней, другие учёные утверждают, что подобные хадисы подразумевают лишение возможности получить дополнительное вознаграждение, которое Всевышний дарует тем, кому Он пожелает.

В-третьих, некоторые учёные посчитали, что если человек лишается вознаграждения за самое важное деяние человека – намаз, то другие его деяния также не примутся. Другие считают, что ограничение в вознаграждении касается только намаза, поскольку молитва – опора религии.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно подытожить, что Всевышний может лишить употребившего алкоголь либо всего вознаграждения за намаз, либо возможности получения дополнительного вознаграждения за его совершение. Что касается других благодеяний, то тут нет однозначного мнения.
(«Аль-Минхадж шарх “Сахиху Муслим”», «Миркат аль-Мафатих», «Файд аль-Кадир»)