26 апреля
2024 года
поделиться

Уделяйте внимание соседям

Пророк Мухаммад r придавал очень большое значение доброму отношению к соседям.

Его примеру последовали сподвижники, а также праведные предшественники. Верующие, следуя положениям своей религии, лучше всех должны обходиться со своими соседями, независимо от их национальности и вероисповедования, проявлять к ним наибольшую доброту и оказывать им поддержку. 

Абу Хурайра t передаёт, что Посланник Творца ﷺ сказал: «Клянусь Аллаhом , не уверует, клянусь Аллаhом , не уверует, клянусь Аллаhом , не уверует». Когда его спросили: «Кто же, о Посланник Аллаhа?», – он ответил: «Тот, от зла которого не сохранены его соседи». (аль-Бухари, Муслим) 

Наши соседи не должны бояться, что могут каким-то образом потерпеть вред с нашей стороны. Если же они беспокоятся об этом, то наша вера неполноценна и нам нужно проявить усердие для исправления себя в лучшую сторону. По этому случаю хотелось бы привести один прекрасный пример. Во времена великого имама Абу Ханифы по соседству с ним в Багдаде жил один иудей. Рядом с забором дома Абу Ханифы находился туалет этого соседа, и все нечистоты из его дома стекали во двор имама. Этот иудей об этом не ведал, а имам, проявляя терпение и не желая ставить того в неловкое положение, самостоятельно убирал их. Всё это продолжалось в течение сорока лет. И после того, как Абу Ханифа покинул этот мир, сосед-иудей, узнав о том, что делал имам, был поражён поведением и терпением своего благочестивого соседа и задался вопросом: «Что же его побудило к этому?» Ответ был один: «Следование религии и пути Пророка Мухаммада ﷺ». Это событие стало причиной принятия Ислама этим иудеем. 

В хадисе сказано: «Пусть тот, кто верует в Аллаhа и в Судный день, хорошо относится к своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаhа и в Судный день, оказывает почёт своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаhа и в Судный день, говорит благое или хранит молчание!» (аль-Бухари, Муслим). 

Говоря об уважительном отношении к соседу, мы должны понимать обширность этого понятия во всех взаимоотношениях. 

Необходимо первым приветствовать соседа, не задавать ему много вопросов о его положении, навещать его во время болезни, утешать в горе и вместе переносить его беды, поздравлять его по случаю радостных событий. Прощать его ошибки, не смотреть с крыши своего дома на то, что посторонним видеть не полагается, не чинить ему препятствий и не ограждать ему доступ к его дому, не высматривать, что он несёт домой, скрывать его недостатки, присматривать за его домом во время его отсутствия. Не допускать, чтобы другие говорили о нём плохо, отводить глаза от его женщин, семьи, мягко говорить с его детьми и направлять их к благому. 

Передаётся от Абу Хурайры t, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Джибриль عليه السلام не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его в число наследников» (аль-Бухари, Муслим). 

Как передаётся от Ибн Аббаса t, во времена джахилии (доисламского периода) у арабов нравы находились в упадке, но были у них три таких качества, которые являлись похвальными, а мусульмане более достойны их: они спешили накормить и обрадовать гостя; когда жена была в возрасте и старела, ей не давали развода, чтобы она не оставалась одна; усердствовали в помощи соседу, когда тот оказывался в трудностях.

Сегодня, к сожалению, мы видим обратное, когда соседи жалуются на шум, притеснение со стороны своего соседа. Конечно, мы должны всячески прилагать усердие, чтобы не мешать спокойствию соседей, стараться устроить всё так, чтобы ничто не притеснило всех тех, кто живёт с нами по соседству. Да поможет нам Всевышний быть примерными соседями, чтобы этим самым заслужить Его довольство. Аминь! 
(«Танбих уль-Гафилин»)

Мухаммад-фарук Азимов