«И ваш Господь сказал: “Обращайтесь ко мне (с мольбами), и Я отвечу вам”». Ибну Касир в толковании к этому аяту пишет: «Одна из милостей Всевышнего состоит в том, что Он поощряет обращение к Нему с мольбами». Поэтому Пророк ﷺ говорил: «Дуа – это поклонение» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).
Разберём вопрос, касающийся мольбы ко Всевышнему после намаза. Этот вопрос никогда в истории Ислама ни у кого не вызывал сомнений, однако в последнее время появились люди, которые ставят это поклонение в конце намазов под запрет, говоря, что нет установления на это от Посланника Всевышнего ﷺ.
От Муаза ибн Джабаля رضي الله عنه передаётся, что однажды Пророк ﷺ взял его за руку и сказал: «О Муаз, клянусь Аллаhом ﷻ, я люблю тебя». После этих слов Пророк ﷺ дал ему следующий совет: «Не позволяй себе, чтобы твой намаз прошёл без произнесения после него следующей мольбы (смысл): «О Аллаh ﷻ! Помоги мне поминать Тебя, быть благодарным Тебе и поклоняться Тебе самым прекрасным образом» (Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Хаким, Ахмад).
Эти слова произносятся после намаза, и это является мольбой после завершения намаза, к которой побудил Пророк ﷺ.
В другом сообщении передаётся, что Пророк ﷺ рассказывал одному из своих сподвижников о тех временных отрезках, в которых наиболее вероятно принятие мольбы: «В конце ночи и после фард-намазов» (ат-Тирмизи).
Большая часть (джумхур) учёных посчитали, что слова Пророка ﷺ «после фард-намазов...» означают «после завершения намаза». Доказательством тому является то, что сам Посланник Господа ﷺ после каждого намаза произносил (смысл): «Нет бога кроме Аллаhа ﷻ, Единственного, не имеющего сотоварища, Ему принадлежит всё царство (все владения, всё сущее), и Ему хвала, и Он Всемогущ. О Аллаh ﷻ, никто не воспрепятствует тому, что Ты даёшь, и никто не даст того, чему Ты воспрепятствуешь, и нет того, кто может противостоять тому, что Ты предопределил. И не принесёт пользу обладателям имущества (власти, богатства, силы) возле Тебя их имущество, ибо всякая власть принадлежит Тебе. И нет силы для поклонения и оставления грехов, кроме как от Тебя» (аль-Бухари, Муслим).
Кааб аль-Ахбар – один из иудеев, известных табиинов (людей, видевших сподвижников Пророка ﷺ) – клялся именем Всевышнего, разделившим море для пророка Мусы (Моисея) عليه السلام, что мы нашли в Торе строки о том, что пророк Давуд (Давид) عليه السلام, завершая молитву, произносил следующие слова: «О Аллаh ﷻ, приведи для меня в порядок мою религию, которая служит мне защитой (во всех) моих делах, и приведи для меня в порядок этот мир, в котором я живу. О Аллаh ﷻ, я остерегаюсь Твоего гнева посредством Твоего довольства, также остерегаюсь Твоего наказания Твоим прощением, ищу защиты от Твоего гнева Тобой же…». Сухайб رضي الله عنه рассказал Каабу аль-Ахбару о том, что Пророк ﷺ произносил эту молитву перед тем, как уйти с того места, где он совершал намаз. (ан-Насаи)
Великие имамы-хадисоведы в своих сборниках хадисов посвятили мольбе после намаза целые разделы. Так, имам аль-Бухари (194–256) выделил главу, которая так и называется: «Дуа после намаза».
Имам ан-Насаи (215–303) в своём сборнике «Сунан» приводит главу, которая называется «Глава о зикре (поминании Всевышнего) и дуа после салама (завершения намаза)».
Ибну Хузайма (223–311) в своём сборнике «Сахих ибн Хузаймы» привёл хадисы о желательности чтения дуа после намаза и дал название этой главе: «Раздел мольбы после завершения намаза саламом».
Всевышний Господь в Коране сказал (смысл комментария к 7-му аяту суры «Аль-Инширях»): «И если ты освободился (завершил дело), то трудись (возьмись за новое)».
Большое количество толкователей Корана прокомментировали этот аят таким образом.
В тафсире (толковании Корана) аль-Багави (433–510) при толковании этого аята приводится мнение таких сподвижников, как Ибн Аббас رضي الله عنه, Каттад رضي الله عنه, Мукатиль رضي الله عنه и Калябий رضي الله عنه, которые сказали: «Когда освободишься от обязательной молитвы, приступи к мольбе ко Всевышнему, и Он ответит».
Ибн аль-Араби (558–638) в «Ахкам уль-Кур’ан» пишет: «Единогласное мнение муфассиров (толкователей Корана) состоит в том, что смысл аята означает: «Когда завершишь намаз, обратись к другому делу без лени и вялости». Учёные разошлись во мнениях, каким именно делом рекомендуется заняться, и привели в одном из вариантов, что речь идёт именно о мольбе после завершения намаза.
Имам аль-Куртуби, толкуя этот аят, приводит мнение Ибн Аббаса رضي الله عنه и Каттады رضي الله عنه: «Когда освободишься от намаза, приступи к настойчивой мольбе ко Всевышнему, прося о своих нуждах».
Имам аль-Байзави приводит одну из версий толкования данного аята: «Когда завершишь намаз, обратись к мольбе».
Ибн Касир (701–774) в толковании этого аята приводит слова Али ибн Аби Талхата, который передаёт от Ибн Аббаса رضي الله عنه: «И если ты освободился (завершил дело), то трудись (возьмись за новое дело)», то есть приступи к мольбе.
Мнение имамов мазхабов по поводу дуа после намаза
Ибн Нуджейм пишет в книге «Бахру Раик»: «Хадис Пророка ﷺ о том, что более всего дуа принимается «в конце ночи и после фард-намазов», может иметь смысл перед завершением намаза, а также после его завершения, мы не исключаем оба варианта, ибо подходят и желательны для дуа».
Хасан ибн Аммар Шурунбуляли в «Нур уль-Изах» пишет: «Желательно имаму после завершения намаза немного отойти влево и совершить желательный намаз, далее повернуться к людям и прочитать азкары (слова прославления Всевышнего), затем сделать дуа для себя и всех мусульман, подняв руки и в конце проведя ладонями по лицу».
Ибн уль-Хаджи пишет в книге «Мадхаль»: «Сунной (желательным) является не оставлять зикр и дуа после намаза».
Шамсуддин аль-Хаттаб (902–954) пишет в своей книге «Мавахиб уль-Джалиль»: «Нет разногласий в том, что дуа после намаза установлено Шариатом, ибо Пророк ﷺ сказал: «Более принимаемо дуа в глубине конца ночи и после фарз-намазов».
Имам Шафии в своей книге «Аль-Ум» пишет: «Совершающему намаз отдельно или за имамом желательно, чтобы после намаза он уделил внимание чтению зикра, а также дуа с надеждой на ответ Всевышнего в это благословенное время (после обязательных молитв)».
Имам ан-Навави (631–676) в своей книге «Аль-Маджму» пишет: «Желательно, согласно единогласному мнению учёных, прочитать дуа после намаза, так как насчёт этого действия пришло множество достоверных хадисов, которые я собрал в книге “Аль-Азкар”».
Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974) в своей книге «Тухфат уль-Мухтадж» пишет: «Сунной является чтение зикра и дуа после обязательной молитвы, об этом пришло много хадисов, поясняющих это».
Ибну Куддама в своей книге «Аль-Мугни» привёл главу, которая так и называется: «Глава о поминании Аллаhа ﷻ и чтении дуа после намаза».
Ибну Раджаб (736–795) пишет в своём комментарии к «Сахих аль-Бухари» следующее: «Также наши последователи (ханбалиты) посчитали желательным чтение дуа после намаза…».
Мы постарались показать мнение джумхура (большинства учёных) в этом вопросе, что дуа после намаза является желательной сунной. Неправильно обвинять тех, кто старается исполнить эту сунну. Несомненно, непонимания среди верующих происходят из-за недостаточного уровня знаний или проявления неуважения к мнению общепринятых мусульманских учёных с целью посеять смуту среди верующих.
Да одарит Всевышний всех правильным пониманием веры и искренним служением Ему. Аминь.
Абдулла Магомедов