18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Проявление воли в труде

Что же такое воля? Мухаммад Исмаиль аль-Мукаддам в своей книге «Сила воли» даёт следующее определение слову «аль-химма» (воля): «стремление к осуществлению чего-либо».

Воля может быть либо высокой (сильной), либо низкой (слабой). Сильную волю определяет достижение человеком уровня возможного совершенства как в знаниях, так и в поступках. 

А вот что говорит аль-Джурджани в «Ат-Таарифат»: «Аль-химма – влечение, зарождённое в сердце, содеять что-либо доброе или злое перед совершением самого поступка».

Известный философ и учёный Фрэнсис Бэкон отмечал: «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и, в конце концов, изменить себя и сформировать».

Каждый намеревающийся разумно повлиять на собственную жизнь непременно обязан позаботиться о выработке в своём характере твёрдой воли, которая может обеспечить ему независимость (конечно, относительную) от жизненных условий, помочь превзойти поддающиеся преодолению неблагоприятные обстоятельства и с наибольшей полнотой использовать благоприятные.

Безвольный человек не может быть хозяином своей собственной жизни, своего телесного и духовного бытия; он неизбежно станет рабом своих потребностей, желаний, страстей, беспрекословным подчинённым постоянно изменяющихся жизненных условий, безмолвным исполнителем чужой, возможно, злой воли.

Практически все осознают необходимость выработки в себе волевых качеств, вступая в сознательную жизнь, но далеко не все осуществляют работу над собой, связанную с этим, так как становление воли связано, как правило, с трудностями, которые не многим хочется преодолевать.
Любой наиболее творческий труд не стимулируется одним только вдохновением, а нередко требует волевого напряжения, преодоления пресыщения, апатии, усталости. 

Каждая проблема, научная, техническая, любое стоящее практическое усовершенствование требует от человека, даже не обделённого талантом в определённой области, неотрывной концентрации внимания на решении поставленной задачи, волевого принуждения, чтобы довести задуманное до успешного завершения. 

Подготовить высококвалифицированного специалиста в своих стенах не способно ни одно учебное заведение. Оно может заложить более или менее прочную основу для этого. Профессионалом избранного для себя дела человек может стать только сам, затратив огромный труд по глубокому и всестороннему осмыслению и профессиональному совершенствованию. 

Многие из нас способны на эпизодические, волевые кратковременные действия. Волевое поведение личности в полном смысле этого понятия предполагает постоянный, систематический труд. Таким образом, приучить себя к такого рода деятельности, стимулируемой внутренними духовными мотивами, – важнейшее направление волевого самовоспитания. 

Нелегко вырабатывается эта привычка. Поставьте перед собой задачу, на первое время не особенно трудную, не требующую большого напряжения сил, но предполагающую обязательное соблюдение трудового режима, который чётко регламентирует как часы работы, так и свободное время. Дайте себе (а лучше не только себе, но и близким) слово, что никакие обстоятельства (кроме чрезвычайных) не заставят вас отклониться от его соблюдения. Если наступает назначенное для работы время, то начинайте и не бросайте до тех пор, пока оно не выйдет. Могут, конечно, возникать причины, заставляющие выходить за рамки режимных правил. Если это произошло, найдите время, компенсирующее растраченное на другие, не связанные с поставленными задачами цели. 

Как же сдержать данное себе слово, как заставить себя строго соблюдать установленный собой и для себя режим? На эти вопросы искать ответы каждому придётся самому, исходя из индивидуальных особенностей.
Разумная воля – основа самостоятельности индивида, его способности самому свободно принимать ответственные решения и брать всю тяжесть осуществления задуманного на себя. 

Из всего сказанного следует, что человека без волевого стержня в характере, без выработанной способности к жёсткому самоконтролю своей деятельности и поведения можно считать социально неполноценным, а порой и социально опасным. 

МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ, Д.Э.Н., ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК АКАДЕМИИ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК