26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.03.2021 (по Шафии)

1. Как должен лежать покойный относительно имама, который совершает над ним заупокойный (джаназа) намаз?

Одним из важных условий джаназа-намаза является, чтобы тело покойного находилось перед имамом, было омыто и завёрнуто в саван. 
Будет лучше, чтобы тело покойного мужчины положили, повернув головой влево от имама, а женщины – вправо. А перед тем как вступить в намаз, имам располагается напротив головы покойного мужчины так, чтобы туловище располагалось справа от него (отдавая предпочтение правой стороне). Если покойный – женщина, то имам становится напротив её таза, тем самым закрывая контуры её тела. («Равдат ат-Талибин», «Фатава аль-Мутамада»)

2. Что такое саджда-сахви, и когда его совершают?

Одним из важных условий джаназа-намаза является, чтобы тело покойного находилось перед имамом, было омыто и завёрнуто в саван. 
Будет лучше, чтобы тело покойного мужчины положили, повернув головой влево от имама, а женщины – вправо. А перед тем как вступить в намаз, имам располагается напротив головы покойного мужчины так, чтобы туловище располагалось справа от него (отдавая предпочтение правой стороне). Если покойный – женщина, то имам становится напротив её таза, тем самым закрывая контуры её тела. («Равдат ат-Талибин», «Фатава аль-Мутамада»)

3. Дозволено ли употреблять в пищу птиц семейства вороновых?

Согласно шафиитской богословской школе, употреблять в пищу птиц семейства вороновых, куда входят вороны, грачи, сороки и пр., запрещено, за исключением сойки, галки, альпийской галки и клушицы. Некоторые учёные-богословы считают, что из семейства вороновых запрещены только те птицы, которые питаются падалью и вредят людям, такие как ворон. («Равза ат-Талибин», «Тархат-Тасриб фи шарх ат-Такриб», «Хаят аль-Хаяван аль-Кубра»)

4. Можно ли употреблять в пищу мясо птицы, если она была заколота не с первого раза, то есть пищевод порезали после того, как нож был поднесён к горлу вторично? 

В достоверных источниках шафиитского права пишется, что если режущий, прервав закалывание, поднял нож и, сразу же вернув его к горлу, порезал окончательно, то этим не нарушается закалывание. Или, к примеру, когда пришлось быстро сменить нож на другой, более острый. То есть допускается такой незначительный промежуток, даже если животное во время второй попытки уже не подаёт признаков жизни.
Если прошло времени больше указанного выше, для дозволенности мяса к употреблению необходимо, чтобы животное подавало признаки жизни в то время, когда нож подносился второй раз. Признаки жизни можно определить по конвульсиям, пульсирующей струе крови, звуку из горла или сохранности свойств крови.

Можно рассматривать все эти четыре признака, но достаточно также или одного первого признака, или в совокупности трёх последних, что позволяет с большей вероятностью предположить, что животное ещё не умерло. («Хашия аль-Буджайрами аля аль-Хатыб», «Хашия аль-Буджайрами аля шарх аль-Манхадж», «Тухфат аль-Мухтадж»)
 

5. Обязан ли больной ДЦП, достигший половой зрелости, совершать намаз?

Если мусульманин в здравом рассудке, то для него нет уважительной объективной причины, чтобы не совершать намаз. Следовательно, для того чтобы вынести заключение об обязательности совершения намаза относительно страдающего ДЦП, необходимо обратить внимание на его совершеннолетие и умственную дееспособность.

Если он не страдает слабоумием и осознаёт окружающий мир, отличая хорошее от плохого, то на него возлагается выполнение намаза, несмотря на наличие или отсутствие возможности свободно передвигаться. В том случае, когда намаз обязателен для больного, он обязан его совершать так, как ему позволяет его физическое состояние.

Также больной ДЦП обязан соблюдать ритуальную и телесную чистоту. Если он не может соблюдать гигиену тела самостоятельно, то ему необходимо прибегнуть к помощи посторонних, которые могут это сделать добровольно. В противном случае больному необходимо привлечь кого-либо, даже за плату. К примеру, помочь полить воду на руки или помыть ту часть его тела, которую он сам не может. («Мугни аль-Мухтадж»)
 

6. Считается ли действительной заупокойная молитва над умершим, если в мечети молящихся от покойного отделяет стена?

Одним из условий совершения заупокойной молитвы является отсутствие преграды (окна, стены, закрытой двери и т. п.) между покойным и молящимися.

Например, тому, кто в мечети, нельзя совершать заупокойную молитву над умершим, который находится за окном на улице. Но если окно распашное, через него легко можно перешагнуть наружу и во время намаза оно открыто, то заупокойная молитва будет действительной. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

7. Должен ли арендатор возмещать ущерб хозяину в случае пожара в арендованном помещении (магазине или квартире)?

Если мусульманин в здравом рассудке, то для него нет уважительной объективной причины, чтобы не совершать намаз. Следовательно, для того чтобы вынести заключение об обязательности совершения намаза относительно страдающего ДЦП, необходимо обратить внимание на его совершеннолетие и умственную дееспособность.

Если он не страдает слабоумием и осознаёт окружающий мир, отличая хорошее от плохого, то на него возлагается выполнение намаза, несмотря на наличие или отсутствие возможности свободно передвигаться. В том случае, когда намаз обязателен для больного, он обязан его совершать так, как ему позволяет его физическое состояние.

Также больной ДЦП обязан соблюдать ритуальную и телесную чистоту. Если он не может соблюдать гигиену тела самостоятельно, то ему необходимо прибегнуть к помощи посторонних, которые могут это сделать добровольно. В противном случае больному необходимо привлечь кого-либо, даже за плату. К примеру, помочь полить воду на руки или помыть ту часть его тела, которую он сам не может. («Мугни аль-Мухтадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).

Комментарии (1)

  • Маматов Шамиль Сулейманович
    11.03.2021
    Намаз это сунна