20 Мая
2024 года
поделиться

Саджда (земной поклон) тиляват

Саджда тиляват совершается во время чтения или прослушивания определённого аята Корана. Его совершение является ваджибом — необходимым, обязательным действием.

По поводу безотлагательного его совершения после чтения соответствующего аята не в намазе есть разногласия. По мнению имама Мухаммада, его можно отложить, а согласно слову Абу Ханифы, — необходимо выполнить сразу.
Аяты земного поклона встречаются в Коране 14 раз: в сурах «Аль-Араф», «Ар-Рад», «Ан-Нахль», «Аль-Исра», «Марьям», «Аль-Хадж», «Аль-Фуркан», «Ан-Намль», «Ас-Саджда», «Сад», «Ан-Наджм», «Аль-Иншикак», «Аль-Аляк».

Выполнять саджду тиляват необходимо:

— тому, кто прочитал, даже на другом языке, и нет разницы, понял или нет;
— тому, кто услышал, даже если не было намерения слушать Коран;
— если аят саджда прочитан человеком, которому нельзя читать (женщина в период менструации и послеродовых выделений, человек в состоянии большого осквернения), то услышавший его чтение всё же должен совершить этот земной поклон;
— когда имам и молящийся за ним услышат от немолящегося, то совершают его после завершения молитвы. Не засчитывается им совершение саджды в намазе, но если всё же совершат, то молитва не нарушается;
— если после пробуждения рассказать спящему о том, что он читал аят саджда во сне, то, как только он узнает об этом, обязан совершить саджда тиляват;
— если прочитать аят в намазе, то поясной и земной поклоны намаза вбирают в себя саджду тиляват, то есть заменяют его при имеющемся намерении на это, а земной поклон даже не требует намерения — всё это при условии, что после чтения аята саджда не были прочитаны более чем два аята.

Необязательно совершать саджду тиляват:

— если услышали аят от спящего, невменяемого, саджда не совершается, согласно одному из мнений учёных;
— если услышали этот аят от птицы и эха;
— если имам и следующий за ним услышат аят от другого молящегося;
— если аят саджда услышала женщина в период критических дней и послеродовых выделений.

Тот, кто услышал аят саджды от имама и не последовал за ним в данном ракаате или же последовал, но в другом ракаате, должен совершить саджда тиляват вне намаза. В случае если, услышав аят саджды от имама, последовал за ним в том же ракаате до земного поклона имама, нужно совершить саджду вместе с ним, и она засчитывается.

Аят, прочитанный в намазе, требует совершения земного поклона в намазе же; если упустили, то после намаза не делается.
Когда прочитан аят саджда несколько раз и не меняли при этом местоположения, достаточно совершить одну саджду; соответственно, при изменении местоположения — чтения аята в разных местах — нужно совершать саджду в каждом месте отдельно; то же касается и услышавшего. 
Нежелательно не прочитать аят саджды, читая суру, где он упомянут.

Желательно не читать аят саджды, если есть те, кто не знает или не готов к его выполнению и это затруднит их.

Желательно после чтения аята встать и совершить земной поклон. Желательно не поднимать голову с земного поклона услышавшему раньше того, кто прочитал этот аят. Также нельзя повелевать другим собираться для его совершения, следования за прочитавшим в поклоне, каждый выполняет саджду на том месте, где они пребывают.

Способ совершения саджды тиляват

Условия для его выполнения такие же, как и для намаза: чистота ритуальная и внешняя, направление в сторону Каабы, укрытие аврата, но не является условием вступление с такбиром («Аллаhу Акбар!») и поднятие рук.
Выполняется один земной поклон между двумя такбирами: один перед садждой и другой — при вставании с него, при этом не читается молитва «Ат-тахият» и приветствие «Салям», в земном поклоне же желательно произнести, как обычно, три раза «Субхана Рабби яль-Аля».

Примечание

Имам Шурунбуляли делает важное примечание: для того чтобы избавиться от бед, трудностей и переживаний, которые постигли верующих или самого человека, шейх ан-Насафи говорит следующее: «Того, кто прочитает все 14 аятов саджды в одном месте и выполнит земной поклон для каждого в отдельности, Всевышний по Своей милости избавит от всех трудностей и всего, что тревожит его сердце в этом мире и мире вечном» («Хашияту Тахтави»).

Мухаммад-фарук Азимов