Особенности месяца Раджаб

Связано это с тем, что именно в этот благодатный месяц Всевышний возвысил Пророка Мухаммада ﷺ, пожалуй, одним из самых известных знамений, Мирадж и Исра (перенесение за одну ночь из Мекки в Иерусалим и оттуда вознесение на небеса).
Раджаб также является одним из четырёх запретных для войн месяцев (ашхур аль-хурум). Данный запрет действовал ещё со времён пророков Ибрахима (Авраама) عليه السلام и его сына Исмаила (Измаиля) عليه السلام. Следуя учению этих пророков, арабы в доисламский период также отказывались от ведения войн.
В одном из комментариев Корана говорится (смысл): «Поистине, число месяцев у Аллаhа ﷻ (в году) – двенадцать, и это было записано в Книге Аллаhа ﷻ (в Хранимой скрижали) в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре (месяца) из них – запретные (Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб). Это правильная религия, поэтому не будьте в них (в эти месяцы) несправедливы к самим себе (греша)…» (сура «Ат-Тавба», аят 36).
Запретность этих месяцев также заключается в особой награде за соблюдение в них покорности Всевышнему и отказ от совершения грехов.
Находясь в долине Арафа, во время прощального хаджа Посланник Господа ﷺ обратился к присутствующим с проповедью, где он также повелел обратить внимание на запретность этих месяцев. «Поистине время вернулось к тому порядку, в котором оно находилось со дня сотворения Аллаhом ﷻ небес и земли. Год состоит из 12-ти месяцев, среди которых четыре – запретные. Три месяца идут друг за другом: Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам, а также Раджаб «Музар» (название в честь племени арабов, которые особым образом почитали этот месяц, соблюдая запретность войн в нём), который находится между Джумад уль-Ахир и Шаабан» (аль-Бухари, Муслим).
Слова Пророка ﷺ «поистине время вернулось к тому порядку, в котором оно находилось со дня сотворения Аллаhом ﷻ небес и земли…» указывают на восстановление истины в том, что позволяли себе арабы во времена джахилии (доисламский период), а именно перенос запретного месяца на другой и т.п. По этому поводу в комментарии 37-го аята суры «Ат-Тавба» говорится (смысл): «Перенос запретного месяца на другой (к примеру, переносили месяц Мухаррам на Сафар) лишь увеличивает неверие…».
В месяц Раджаб, как и в любой из запретных месяцев, желательно соблюдение поста, ибо Пророк ﷺ в своём достоверном хадисе сказал: «Постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся» (Абу Давуд).
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини по этому поводу в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее: «Лучшими месяцами для поста после Рамадана являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а из них самым достойным является месяц Мухаррам (первый месяц года лунного календаря), согласно хадису, который приводит имам Муслим: «Лучшим постом после месяца Рамадан является пост в запретном месяце Аллаhа ﷻ Мухаррам». После него лучшим месяцем по достоинству соблюдения поста считается Раджаб, и далее идут другие запретные месяцы (Зуль-Каада и Зуль-Хиджа)».
В месяц Раджаб также желательно совершать такое жертвоприношение, которое называется «атира».
Атира – это жертвоприношение, совершаемое в первые десять дней месяца Раджаб, а также в другие месяцы.
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтаж» пишет: «Наиболее аргументированным в шафиитском мазхабе является мнение, что совершение «атира» – жертвоприношения в первые десять дней месяца Раджаб – является желательным, поскольку об этом свидетельствуют достоверные хадисы, как это разъяснил имам ан-Навави в своей книге “Аль-Маджму”».
«Также является желательным «фараа» – закалывание первого приплода, отлучившегося от матери, как предзнаменование того, что это животное (мать) будет благодатным и даст большое потомство.
Совершение обоих жертвоприношений является желательным, так как целью является раздача мяса нуждающимся».
Всем нам известно, что месяц Раджаб является предвестником наступления благословенного месяца Рамадан. И Посланник Аллаhа ﷺ, увидев новолуние месяца Раджаб, воодушевлённо читал следующую молитву (смысл): «О Аллаh ﷻ, даруй нам благословение в месяцы Раджаб и Шаабан и одари возможностью встретить Рамадан» (ат-Табарани).
Говорится, что эту мольбу желательно читать регулярно в течение месяцев Раджаб и Шаабан, тем самым духовно готовя себя к главному месяцу года.
Адиль Ибрагимов