Исламские мотивы в советском кино

Интересные и добрые сценарии, мастерство артистов до сих пор вызывают восхищение и тоску по тем временам, когда фильмы завоёвывали популярность не количеством вложенных в прокат денег и качеством спецэффектов, а своим смысловым содержанием и профессионализмом артистов.
Как вы поняли по названию статьи, сегодня мы поговорим об исламских мотивах в художественных фильмах, появившихся на свет в СССР. Сами понимаете, ни о какой пропаганде Ислама говорить не приходится, но всё же в некоторых фильмах исламская тематика нашла отражение. Поговорим о них.
В 1956 году в прокат вышла кинокартина «Старик Хоттабыч», снятая по одноимённой повести Л. Лагина. Согласно сценарию пионер Волька находит в Москве-реке старый кувшин, открыв который, выпускает на волю джинна по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. За своё спасение джинн выполняет желания пионера, катает его на ковре-самолёте и делает много других чудных для советского школьника дел.
Через 10 лет вышел в свет знаменитый фильм Леонида Гайдая со звёздным актёрским составом. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» до сих пор остаётся популярной комедией, которую под Новый год обязательно транслируют российские телеканалы.
В кинокартине Юрий Никулин, играющий роль Балбеса из знаменитой тройки бандитов, ходит, как ни странно, в тюбетейке и поёт песню, посвящённую многожёнству:
Если б я был султан, я б имел трёх жён
И тройной красотой был бы окружён.
Но, с другой стороны, при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси Аллаh I!
В 1964 году советские телезрители смогли насладиться ещё одной кинокартиной, прочно занявшей свою нишу в списке фильмов, традиционно просматриваемых россиянами под Новый год. Фантастическая комедия «Морозко» стала победителем Венецианского кинофестиваля в 1965 году.
По сюжету добрая девушка Настя, постоянно третируемая своей мачехой, изгоняется из дома в лес, где её находит добрый дедушка Морозко. Нет смысла подробно рассказывать суть фильма, который многие помнят наизусть.
Обратим внимание на одежду некоторых киногероев. Так, мать красавца Ивана и мачеха Настеньки несколько раз попадают в кадр, надев платки, как это принято в мусульманской традиции, — строго пряча волосы и шею. Не иначе как хиджаб в сказке советского производства.
Роберт Курбанов
Комментарии (2)