26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

«Господи, даруй нам благ…»

Это начало популярной мольбы у мусульман, продолжение которой может шокировать человека, убежденного, что Ислам и вообще религия — это не от мира сего.

Продолжение таково: вначале приведем транскрипцию арабского варианта: «Раббана атина фи дунья хасана ва филь ахирати хасана ва къина азаба ннар», что означает «Господи, даруй нам благ этого мира и потустороннего мира и обезопась от мучений огня!»

Долгое время общество не соглашалось с тем обстоятельством, что религию нужно изучать не только для райского блаженства, так сказать, безопасности потусторонней, но и для безопасности посюсторонней, то есть бесконфликтной жизни и гармоничного развития государства и общества, в котором мы живем. И здесь возникает вопрос: какая интерпретация религии? И кто будет заниматься этим? Кто будет ответственным? 

В Дагестане в последние годы проводится достаточно много мероприятий. На одной из международных конференций под названием «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама как фактор обеспечения национальной безопасности» собрались эксперты Ислама, теологи, алимы, представители образовательной и научной интеллигенции. Были гости из Сирии, Ирака, Египта, Йемена. Россия была представлена разными регионами: Чечней, Татарстаном, Башкирией, Краснодарским краем, столичными регионами — Москвой и Санкт-Петербургом. 
 Я принимал участие в секции «Потенциал СМИ в противодействии экстремизму и терроризму». И в связи с этим возникли такие мысли, с которыми я вас хотел ознакомить.

За четверть века нас так запугали религией, что родители уже не пускают своих чад в мечети, боясь, что они там подхватят идеологический, религиозно-политический вирус. Некогда, кстати, так и было — мечети, которые действовали вне традиционного исламского дискурса и муфтиятовского попечительства, превращались в полуподпольные пропагандистские и вербовочные центры.

 Ваххабиты, подлакировавшиеся под салафитов, не дремлют и из мечетей переехали в социальные сети и кухни. И здесь бы начать работу всем: журналистам, блогерам, общественникам, а не сваливать все на власть и силовиков. Работа-то точечная, просветительская, вещательная.
Но вот проблема: пока нет тесного контакта власти, общества, образовательных учреждений, муниципалитетов и духовенства, теологов. Нет даже памятки, по которой журналисты могли бы писать свои тексты антиэкстремистского либо духовно-просветительского характера. 

Но журналисты — не инопланетяне. Да, мы не из галактики Альфа Центавра, не с другой планеты, поэтому все проблемы общества и кризисы социального, интеллектуального, культурного, духовного развития неминуемо отражаются и на журналистах. И здесь журналисту бы сверять пульс с теологом. Быть аккуратным и даже щепетильным в вопросах, касающихся религии. А потом, нет и выверенной методологии. А здесь и психологи нужны, и культурологи, и историки, и люди, которые, элементарно дружат с русской филологией и креативом. Люди творческие! И здесь проблема, о которой говорили докладчики на конференции. 

Существуют также некие подозрения, стереотипы, фобии в отношении друг друга, и это нужно преодолевать. В том числе путем совместных чаепитий, пресс-клубов, встреч, круглых столов. Это проблемы взаимного узнавания, кризис знакомств. 
Только-только власть и общество начинают осознавать, что Ислам нужен обществу, что традиционная трактовка его никому вреда не наносит, а, наоборот, способствует облагораживанию нравов. 

А это, в свою очередь, имеет мультипликационный эффект. 

Эффект следующий: благородный и нравственный чиновник — это реальная борьба с коррупцией, это «нет превышению должностных полномочий», потому что все это начинается с алчности и бессовестности, непорядочности. Нельзя молиться и заниматься пилингом бюджета. Это непорядочно. Здесь, в мечети, ты поднимаешь руки к Господу в мольбе, а там, в тиши кабинета, думаешь, как бы урвать очередной транш. Не годится.
Для молодежи эффект благородства и религиозного просвещения очевиден: соответствующе подкованный в теологическом плане молодой человек — это реальное нет экстремизму и терроризму. В этом больше эффекта, чем от ролика, где известное лицо, например, спортсмен, с отсутствующим взглядом говорит: «Я против»... 

А кто будет воспитывать нравы: деятель, неважно какой, или все же компетентный теолог, который как политкорректен, так и настойчив в пропаганде добра и законности, в том числе основанной на Священных Писаниях. И на конференции мною было предложено ввести в штат городов и муниципальных районов, образовательных учреждений, министерств и ведомств единицу теолога. Надеюсь, меня услышат. 
Господи, дай нам всем понимания и разума понять все это!

Муслим Акимов