26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Форумы, посвященные его имени, образу и делу, получают в Дагестане постоянную прописку.

Мухаммад Ярагский. Так кто он? Воин, учитель, наставник? Патриот? Учитель и поводырь тысяч мусульман. Каким мы его запомним? Запомним ли? 


Родиной знаменитого на весь мусульманский Восток ученого и духовного наставника муршида Ярагского Мухаммада сына Исмаила является селение Верхний Яраг — Вини Яраг. Здесь в прошлом году состоялся форум, посвященный памяти духовного наставника, ученого, шейха Мухаммада Ярагского.

Это историческое село, где родился муршид в 1771 году. На мероприятии собрались видные общественные и религиозные деятели, мусульмане из окрестных сел и районов. Были гости и из Согратля Гунибского и Балахани Унцукульского района. Из тех мест, где останавливался преследуемый царской администрацией великий шейх. 

Много слов было сказано о шейхе, выступавшие акцентировали свое внимание на духовной стороне учения Ярагского: он был примером для каждого мусульманина, дагестанца, воплощением высокой морали, интернационализма, мужества и духовности.

Известный ученый, доктор философских наук Ахед Агаев, который досконально изучил его жизнь и деятельность, называл учение Ярагского философией совести. Вот что он пишет: «Между тем дело и учение Ярагского Магомеда преданы забвению, а наиболее невежественные «ценители» национально-духовного наследия отводят ему роль «реакционера» и мусульманского «фанатика». Но он, к счастью, вошел в отечественную историю, в историю интеллектуального процесса как великий глашАтай свободы человека независимо от вероисповедания, национальности и подданства. Он первый в мусульманской религиозно-философской мысли провозгласил лозунг «свободного человека».

Мусульманин не может быть несвободным — провозглашал ярагский шейх. Но первейшая свобода человека — это освобождение от материальной зависимости, от подчинения страстям, нафсу — низменной природе. Эта свобода дается человеку тяжелее всего. В Исламе есть традиционная духовная система тасавуф, помогающая освободить человека от засилья главного инстинкта — алчности. Алчность — злейший враг венца божественного творения. 

Помните, как в Коране: «Сатана пугает вас бедностью и наущает мерзости» (сура «Бакара», аят 268).
Ярагский боролся прежде всего за сохранение той системы, которая помогает человеку быть и оставаться человеком. Это главный посыл его философии, философии совести. На пути к этой философии не должно быть никаких преград — ни географических, ни геополитических, ни этнополитических. Ярагский не знал границ национальных. Его учениками были представители и лезгин, и аварцев, и лакцев. Он останавливался и находил убежище и в Табасаране, и в Балахани, и в Игали.

А земную жизнь он завершил в Согратле, где учился в молодые годы. Его наиболее известные ученики — имамы Дагестана и Чечни Шамиль и Гази-Мухаммад. Не должно быть феодальной зависимости и засилья ханов, учил Ярагский. 
В современном звучании — не должно быть тех глав муниципалитетов, которые возомнили себя ханами и беками. Понятно, чем для народа такая политическая гордыня чревата. Каждый раз, когда местный хан, то есть глава начинает мнить из себя нечто надзаконное, ему нужно объявлять войну! Прокурорскую, следственную, правовую! А если совсем зажрался — подключать «маски-шоу», то есть силовиков из специальных военизированных отрядов!

Ярагский показал, каким должен быть дагестанец, — свободным от национализма, экстремизма, трусости, алчности. Последнему смертному греху человек не должен позволить довлеть над собой, определять свою линию поведения. Нельзя делать алчность субъектом принятия решений. Опасно, когда эти решения касаются не одного человека, а общества и государства в целом.

 Философия Ярагского — это духовная прививка и от коррупции. Потому что человек не может избавиться от нее, если считает, что эта земная жизнь единственная и окончательная его субстанциональная стоянка. Эта жизнь — лишь экзамен, проверка, голограмма божественной вечности. Кто понимает эту суть, никогда не будет надеяться на эту жизнь, а тем более ввязываться в сомнительные схемы и хитроумные аферы. 

Никакие законы и превентивные меры не способны сдержать человека перед искушением деньгами, особенно если они в шаговой доступности, например, в бюджетной корзине, а ты — тот, кто определяет куда, сколько и кому. 

Второй столп учения Ярагского зиждился на постоянном получении и обновлении знаний и профессионализме. Человек малограмотный и малообразованный не должен быть отцом нации или находиться в политической элите. А если он еще и не ограничен духовными принципами, божьим страхом и стыдом, то такого человека нужно гнать из правительства, ибо он своими действиями может здорово навредить обществу. Что, в принципе, и происходило в Дагестане все эти годы. Коррупция, которая — алчность и малограмотность, которая — вопиющий непрофессионализм. То, что жрало плоть Дагестана на протяжении четверти века. 

Ярагского надо изучать в школах и университетах, а его призыв к освобождению впитывать с младых ногтей.
К сожалению, ученый и духовный лидер Мухаммад Эфенди из Ярага известен в основном только как современник имама Шамиля. И тем, что «объявил России джихад». Хотя не раз он отговаривал своих учеников от газавата, но когда колониальная политика достигла точки невозврата, когда начали прямо унижать женщин, сгонять скот, сжигать посевы и налагать дань, мудрец призвал остановить зло рукой.

И необходимо понять, что, во-первых, борьба была объявлена системе, а не стране — именно после Кавказской войны Россия начала движение к демократическим ценностям. Вспомните хотя бы отмену крепостного права. Во-вторых, Ярагский оставил неизученное и пока непонятое широкими слоями мусульман наследие, где главные философские метки — это совесть, порядочность и освобождение от материально-земных пут. 

Повторю и здесь свое предложение, сделанное мной на форуме, — увековечить память великого муршида и ученого Мемориалом Ярагского в селении Верхний Яраг, который бы объединил башню-музей, мечеть, кунацкую и стал бы объектом религиозного и культурно-исторического туризма. Это нужно не только для Магарамкентского района, не только для лезгин, а для всего Дагестана, всего Кавказа как благодарность за нашу и вашу свободу, за нашу и вашу безопасность. В том числе религиозную, культурную и общественно-политическую. Гордость за великого предка должна быть осязаема. Ну а самое главное: вклад в строительство Мемориала позволит нам доказать, что мы готовы оставаться интернационалистами, порядочными профессионалами и просто благодарными потомками.


Муслим Акимов