26 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.12.2020 (по Ханафи)

1. В чём суть совершения молитвы джаназа (намаз над усопшим)?

Намаз-джаназа является мольбой за умершего, просьбой ко Всевышнему о прощении его грехов и проявлении милости к нему. («Ихтияр ли талили Мухтар»)

2. Если в намазе вместо намерения на обеденный намаз (зухр) по ошибке произнёс языком намерение на послеобеденную молитву (аср), а в сердце имел намерение именно на обеденную молитву, то будут ли действительными намерение и намаз в целом?

Намаз-джаназа является мольбой за умершего, просьбой ко Всевышнему о прощении его грехов и проявлении милости к нему. («Ихтияр ли талили Мухтар»)

3. После захоронения человека видел, как наливают воду на могилу. Есть ли этому основание в Исламе? Если да, то в чём мудрость?

В книге «Аль-Бахру ар-Раик» сказано: «Нет ничего предосудительного в поливании водой могилы, так как это служит выравниванием для неё». В книге «Ад-дурруль Мухтар» имам аль-Хаскафи пишет, что это делается для того, чтобы сохранить землю от ухода (с места могилы из-за сильного ветра). Имам Ибн Абидин, комментируя эти слова, пишет: «Более того, это действие является желательным, потому что Пророк ﷺ поступил так с могилой Саада رضي الله عنه, как это передал Ибн Маджа, и с могилой своего сына Ибрагима, как это передал Абу Давуд, а также повелел сделать так с могилой Усмана ибн Мазуна, в предании от Баззара». 

Все эти хадисы являются достаточным доводом желательности соблюдения этой сунны.

4. Считается ли шахидом (павшим на пути Всевышнего) умерший от коронавирусной инфекции?

Шахиды подразделяются на две группы: первые – это те, кто умер на поле боя, в сражении (газавате), их принято называть шахидами дуньи и ахирата (этого мира и мира вечного). Вторая категория – шахиды только ахирата – это каждый богобоязненный верующий, который умер от неизлечимой болезни, утонувший, кто сгорел в пожаре и т. д., встречая с терпением предопределение Всевышнего. К этой категории заболеваний можно наверняка отнести и нынешнюю эпидемию коронавируса. («Фикх аль-Ислам ва адиллатух»)

5. Как быть, если умершего от коронавируса родственника, которого выдали из морга, не разрешают омыть?

В первую очередь необходимо проявить усердие для разрешения этой ситуации (обязательного омывания умершего), соблюдая при этом меры безопасности в виде защитного костюма, перчаток и масок. Если же это никак не получается сделать, то необходимо совершить таяммум (протирание лица и рук сухой землёй). Если не омыли тело усопшего или же не сделали таяммум, совершение заупокойной молитвы-джаназа над покойным будет считаться недействительным.
Согласно ханафитскому мазхабу, намаз-джаназа совершается при условии наличия тела умершего перед молящимися. Если же тело (джаназа) отсутствует, намаз не совершается. После захоронения усопшего можно совершить джаназа-намаз у его могилы. («Хашияту Тахтави»)

6. Чем халяль-курица отличается от нехаляль?

Халяль – это мясо животного или птицы, заколотых с соблюдением всех религиозных норм. Заколотые не по нормам Ислама считаются мертвечиной. Хотим обратить внимание читателей, что наличие надписи «халяль» не всегда может соответствовать действительности и не может служить доводом дозволенности того или иного продукта. Также важно обратить внимание на наличие в составе запрещённых ингредиентов, на соответствие в соблюдение норм забоя животных. 

Всевышний Аллаh запретил в пищу мертвечину, в Коране по этому поводу говорится (смысл): «Поистине, Он (Аллаh ) запретил вам мертвечину (животное, которое было заколото без соблюдения предписаний религии или умершее своей смертью), кровь, свинину и заколотое не ради Аллаhа …» (сура «Аль-Бакара», аят 173). 
Следовательно, употреблять в пищу нехаляль-мясо является запретным. («Радд уль-Мухтар»)

7. Можно ли при посещении могилы разговаривать с умершим, рассказывать что-либо?

Можно, и в этом нет ничего запретного, так как души умерших живы и слышат. Однако для умершего лучше, чтобы вы прочитали за его душу что-либо из Корана или сделали дуа (мольбу) ко Всевышнему о прощении его грехов и оказании милости. («Хашияту Тахтави»)

8. Действителен ли джаназа-намаз (заупокойная молитва), если тело умершего положили не на землю, а на стулья или носилки?

Джаназа-намаз в этом случае считается действительным. Но не тогда, когда тело находится на руках у людей или на верховом животном, кроме случаев, когда на это есть уважительная причина. («Марак аль-Фалях»)

9. Разрешается ли по Исламу рисовать еду? Мне очень нравится кофе с пончиками. К примеру, я хочу нарисовать кофе, из которого исходит пар, и тарелку с пончиками. Не будет ли такой рисунок греховным?

Рисовать еду, как и другие неодушевлённые предметы (природу и т. п.), можно. («Марак аль-Фалях»)

10. Сестра перестала жить с мужем, будучи беременной, они много ругались. Впоследствии, после рождения ребёнка, она сняла платок и перестала совершать намаз, не следует предписаниям религии. Считается ли её никях (брак) аннулированным по прошествии идды (определённый срок, который должна выждать женщина после развода или смерти мужа)? Если сестра раскается, может ли она снова выйти замуж за другого человека?

Если муж не произнёс слова развода, то их никях самостоятельно не может быть аннулирован. А то, что она перестала соблюдать каноны Ислама по своей халатности, не значит, что она вышла из религии (отказалась от веры). Чтобы она могла выйти за другого, первый муж должен дать ей развод, после чего должен пройти срок идды. («Бахру Раик»)

11. С мужем не живём уже семь месяцев, он дал мне развод. У нас есть ребёнок, ему один год. Когда никях будет считаться расторгнутым?

Если развод был троекратным (окончательным или полным), то с момента, как ваш муж произнёс слова развода, необходимо выждать срок идды (три месячных цикла). И лишь потом вы вправе выйти замуж за другого. Если же развод не был окончательным (супруг дал один или два развода), то, если за время идды ваш муж не сказал вам, что возвращает вас, никях считается расторгнутым. Как бы то ни было, советуем подойти к имаму и подробно объяснить в деталях. Есть множество нюансов, которые необходимо уточнять непосредственно во время беседы. («Джавхату Нийра»)