30 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.11.2020 (по Шафии)

1. Можно ли детям несовершеннолетнего возраста занимать в мечети первый ряд или вообще становиться там до вступления в намаз?

Заходя в мечеть для коллективного намаза, становиться в первый ряд желательно мужчинам, а несовершеннолетним мальчикам – в последующий, если первый ряд заполнен.
Если же первый ряд не заполнен взрослыми, то его заполняют несовершеннолетние мальчики, независимо от того, где они встанут, с краю ряда или между взрослыми мужчинами.
Если несовершеннолетний мальчик занял место в первом ряду (даже до наступления времени намаза), а потом пришёл взрослый мужчина, то желательно не отводить мальчика назад, чтобы уступить место прибывшему взрослому.

Примечание:

В вышеупомянутом решении под словами «несовершеннолетний мальчик» подразумевается ребёнок, достигший возраста тамйиза (приблизительно 6–7 лет), который может самостоятельно есть, пить, справлять нужду.

Детей младше этого возраста приводить в мечеть запрещено, если нет уверенности, что ребёнок не испачкает её. Если исключить риск, что испачкает, то приводить нежелательно. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

2. Когда начинается время суннат-купания для пятничного намаза? Можно ли возместить это купание, если вовремя не успел искупаться?

Время пятничного суннат (желательного) купания начинается с наступлением времени утреннего намаза и заканчивается, когда имам завершает пятничную молитву словами «Ас-саляму алайкум ва рахматуллаh». Предпочтительнее же искупаться прямо перед выходом на пятничный намаз, чтобы сохранить чистоту и свежесть.

Что касается возмещения пятничного купания, то это является желательным действием, равно как и другие желательные купания. Объясняется это тем, чтобы человек понял важность этого купания и старался не пропускать его, так как нежелательно оставлять (не совершать) его без уважительной причины. («Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аль-Буджайрами», «Фатх аль-Муин»)

3. Дозволяется ли женщине во время менструального цикла совершать малое или полное омовение?

Ритуальное омовение во время менструального цикла считается недействительным, и совершать его запрещено. Если женщина в этом состоянии, зная о запрете, совершила малое или полное ритуальное омовение, она впадает в грех, поскольку это расценивается как несерьёзное отношение к религии. Если она не знала о запрете, то грех не записывается.

Запрет на совершение малого или полного ритуального омовения во время менструации не предполагает отказ от купания для поддержания чистоты и соблюдения гигиены. Однако нельзя это делать, имея намерение на ритуальное омовение. («Мугни аль-Мухтадж», «Ад-Дибадж шарх аль-Минхадж»)

4. Несёт ли ответственность человек, если во время стихийного бедствия его имущество (дом, дерево и т.д.) причинило ущерб здоровью, имуществу другого человека?

Если в результате сильного ветра или иных стихийных явлений с крыши дома отлетел кусок шифера, черепицы, или обрушилась стена и т. п. и из-за этого пострадал человек, повредилось чужое имущество, будь это чья-то припаркованная рядом машина или что-то другое, то хозяин этого дома не несёт ответственности за последствия, если только не было нарушений норм в ходе строительства его дома.

Кроме того, человек ответственен, если в результате его халатных действий пострадали люди, их имущество, вне зависимости от масштаба. К примеру, если кто-либо у себя во дворе или в лесу разожжёт огонь и забудет потушить, из-за чего этот огонь перекинется на чужое имущество или лес, то этот человек обязан возместить нанесённый ущерб. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

5. Если в коллективном намазе заполнился предыдущий ряд, откуда желательно начинать последующий?

После того как заполнился первый ряд, последующий предпочтительнее начинать так же, как и первый, т.е. если пришёл один человек, то он становится чуть правее от имама, а тот, кто придёт после, становится слева от первого, чуть левее от имама, и они оба оказываются параллельно тех, кто позади имама.

Если пришли двое и более, то ряд желательно начать, встав позади имама, а не справа и слева. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

6. Кто является мусульманином по происхождению?

Если один из родителей или их родителей (дедушка или бабушка и т.д.) является мусульманином или станет мусульманином (примет Ислам) до совершеннолетия ребёнка, то этот ребёнок будет считаться мусульманином.

Однако, для того чтобы человек считался мусульманином по происхождению, необходимо наличие следующих двух условий:
– родитель или предок ребёнка должны быть людьми, исповедовавшими Ислам в момент его зачатия;
– родственные связи между ребёнком и его родителем или предком должны быть узаконены Исламом.
Ребёнок, зачатый в период внебрачных отношений, не относится к родословной отца. Соответственно, если предок ребёнка со стороны матери или сама мать не являются мусульманами, то и ребёнок не будет считаться мусульманином.

Примечание:

Мусульманин, несмотря ни на что, обязан хотя бы раз в жизни произнести формулу единобожия (шахаду): «Ашхаду алля илаhа илла лЛаh, ва ашхаду анна Мухаммада ррасулюлЛаh», «Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаhа ﷻ, и также свидетельствую, что поистине Мухаммад – посланник Аллаhа ﷺ»). («Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж», «Хашия аль-Кальюби»)

7. Можно ли проводить мавлид пением?

Шариатское постановление относительно пения мавлида и любых стихотворений (нашиды, назму) зависит от содержания стиха. Так, если в поэме, в стихотворении поётся об эпитетах Аллаhа ﷻ или о Его Посланнике ﷺ, или о богоугодных делах, то само пение также будет богоугодным делом.

Несомненно, стихи в мавлиде относятся к этой категории. Следовательно, и пение, и слушание мавлида будут считаться богоугодным делом. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).