Работа над собой
Многие исламские учёные справедливо рекомендуют каждодневное прослушивание Корана, указывая на его благотворном воздействии на сердце.
Исследования по социальной психологии указывают на наличие различных предпосылок самоуправления личностью и показывают, что воздействие и влияние окружения, среды обитания, коллектива на человека во много раз больше воздействия одного, даже очень авторитетного лица. И в этих условиях люди вольно или невольно оценивают друг друга. Оценка других, воспринимаемая личностью, нередко становится непроизвольной оценкой себя. По этому поводу справедливо заметил И. Гёте: «Никто не может оценивать других, пока сам не научится оценивать самого себя».
Общение в коллективе имеет огромное значение для определения интересов, понимания значимости той или иной деятельности, авторитетности того или иного образа жизни и поведения. Влияние коллектива зависит от особенностей личности. Есть люди, которые не воспринимают чужое мнение. Другие лица отличаются критическим отношением к высказываниям, и если найдут их правильными, то руководствуются ими, а если нет — отвергают. Наконец, встречаются и такие люди, которые всем и всему верят, со всеми соглашаются.
Самоуправление человека побуждается не только требованиями окружения или коллектива, но и деятельностью, которую осуществляет личность. Так, например, роль отца требует определённых качеств: проявления заботы, умений и навыков воспитывать детей, обладания такими качествами, которые служили бы примером для них; для руководителя же требуются несколько другие качества, и т. д.
Утверждение, что руководителями не рождаются — ими становятся, ещё раз свидетельствует о том, что в становлении руководителя очевидна величайшая роль самоуправления. Это возможно только при систематическом самосовершенствовании, освоении теории и практики управления и многого другого, что необходимо для качественного и умелого управления коллективом. Прав был господин Дж. Свифт, который заметил: «Хотя людей упрекают в том, что они не знают своих слабых сторон, они, пожалуй, меньше знают свои сильные стороны».
Примерами и стимулами, побуждающими человека к самоуправлению, являются положительные герои в произведениях художественной литературы, в кино и вообще в искусстве. Как известно, реалистические произведения художественной литературы отражают жизнь людей во всём многообразии её проявлений. Читающий человек познаёт различные жизненные пути, которые проходят персонажи произведений, их характеры, нравственные и волевые черты.
Живые образы художественной литературы в силу своей яркости изображения оказывают более действенное влияние на сознание читателя, чем понятия научных сочинений. Они не только дают знания, но и пробуждают мысли и чувства, стимулируют воображение, заряжают волю к действию. Благодаря всему этому герои произведений способствуют формированию и совершенствованию многих сторон личности: интеллектуальной, морально-волевой, эстетической и т. д.
Воздействие героев произведений искусства по своей силе и характеру приближается к воздействию действительности, а иногда и превосходит её. Хороший режиссёр и талантливый писатель дают массу впечатлений о действительности. Представляемые изображения бывают очень яркими, становятся ощутимы, зримы и вызывают такое сильное воздействие, что положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные — отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению дефектов личности. При чтении литературы неплохо иметь под рукой карандаш, чтобы выписать интересные или очень значимые высказывания автора в лице персонажа произведения. Такие записи не только помогают воспроизвести прочитанный материал в целом, но могут служить в качестве мотивов или правил самоуправления.
Представляется целесообразным после прочтения произведения ещё раз проанализировать свою жизнь, свой характер и сравнить с теми положительными образами произведения, которые могут стать образцами для сознательного подражания.
Всё это должно восприниматься серьёзно, и нельзя ограничиваться самокритикой и благими намерениями. Под влиянием того или иного произведения можно составить для себя программу самоуправления или скорректировать уже имеющуюся и систематически её совершенствовать.
Самоуправление включает отбор и анализ поступающей информации, постановку целей и принятие решения, определение планов и способов действия, исполнение намеченного путём саморегуляции духовных и физических сил.
Саморегуляция осуществляет:
— усиление или ослабление деятельности;
— торможение неблагоприятных импульсов;
— переключение или распределение сил между различными объектами;
— контроль над производимыми действиями и корреляция поведения, если в этом возникает необходимость.
Следует различать два вида самоуправления — оперативное и перспективное. Оперативное самоуправление — это повседневная регуляция деятельности и поведения в соответствии с ранее поставленными целями и принятыми планами. Перспективное самоуправление — это предвосхищение будущего, в соответствии с которым определяются планы и пути деятельности. В конечном итоге оно становится оперативным, когда настаёт время действовать. Самовоспитание также относится к одному из видов самоуправления, направленного на совершенствование себя. Оно входит как в перспективное, так и в оперативное самоуправление. Многое зависит от характера воспитания и образа жизни, и всё это влияет на качество самоуправления. Так, одни люди отличаются умением видеть перспективы и намечать планы на будущее, в то время как другие, исполнители, успешно осуществляют только оперативную саморегуляцию деятельности.
Особенно интересны люди, у которых хорошо сочетается перспективное и оперативное самоуправление. Убеждённый и к тому же волевой человек оказывается в жизни и борьбе несгибаемой личностью. Есть люди, которые, несмотря на горячий темперамент, умеют держать себя в определённых рамках нравственности, культуры и законов, а есть и такие, которые не контролируют себя и в минуты потрясений проявляют бесхарактерность, истерику, панику. Про некоторых людей говорят — «хозяин слова», другие же часто отступают от сказанного, обещанного, намеченного. Одни имеют определённый план жизни и строго следуют ему, другие — рабы обстоятельств.
Можно рассмотреть и другой тип людей, которые действуют, как говорится, сломя голову, то есть по первому побуждению, без взвешивания своих возможностей, объективных условий и последствий своих действий и поступков. Это импульсивный тип, у которого в управлении недостает торможения, сдержанности и ответственности за собственное поведение.
Возникает вопрос: если самовоспитание — условие самоуправления, а точнее, один из его видов, то следует ли из этого, что лица, имеющие недостатки в самоуправлении, не могут успешно работать над собой? Конечно, могут и должны это делать. Путём систематической работы устраняются недостатки в самоуправлении, и личность становится полноценной во всех отношениях.
Резюме
Следует помнить, что герои произведений, авторитетные люди, среда вашего обитания не только дают знания, но и пробуждают мысли и чувства, стимулируют воображение, заряжают волю к действию и способствуют формированию и совершенствованию многих сторон личности: интеллектуальной, морально-волевой, эстетической и т. д.
МУХАММАДБУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ, Д. Э. Н., ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА