30 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Работа над собой

Многие из нас, абсолютно ничего не делая по управлению самим собой, жалуются на вспыльчивость, раздражительность и другие недостатки, а затем ищут самый лёгкий метод исцеления.

Многие исламские учёные справедливо рекомендуют каждодневное прослушивание Корана, указывая на его благотворном воздействии на сердце. 

Исследования по социальной психологии указывают на наличие различных предпосылок самоуправления личностью и показывают, что воздействие и влияние окружения, среды обитания, коллектива на человека во много раз больше воздействия одного, даже очень авторитетного лица. И в этих условиях люди вольно или невольно оценивают друг друга. Оценка других, воспринимаемая личностью, нередко становится непроизвольной оценкой себя. По этому поводу справедливо заметил И. Гёте: «Никто не может оценивать других, пока сам не научится оценивать самого себя».

Общение в коллективе имеет огромное значение для определения интересов, понимания значимости той или иной деятельности, авторитетности того или иного образа жизни и поведения. Влияние коллектива зависит от особенностей личности. Есть люди, которые не воспринимают чужое мнение. Другие лица отличаются критическим отношением к высказываниям, и если найдут их правильными, то руководствуются ими, а если нет — отвергают. Наконец, встречаются и такие люди, которые всем и всему верят, со всеми соглашаются.

Самоуправление человека побуждается не только требованиями окружения или коллектива, но и деятельностью, которую осуществляет личность. Так, например, роль отца требует определённых качеств: проявления заботы, умений и навыков воспитывать детей, обладания такими качествами, которые служили бы примером для них; для руководителя же требуются несколько другие качества, и т. д.

Утверждение, что руководителями не рождаются — ими становятся, ещё раз свидетельствует о том, что в становлении руководителя очевидна величайшая роль самоуправления. Это возможно только при систематическом самосовершенствовании, освоении теории и практики управления и многого другого, что необходимо для качественного и умелого управления коллективом. Прав был господин Дж. Свифт, который заметил: «Хотя людей упрекают в том, что они не знают своих слабых сторон, они, пожалуй, меньше знают свои сильные стороны».

 Примерами и стимулами, побуждающими человека к самоуправлению, являются положительные герои в произведениях художественной литературы, в кино и вообще в искусстве. Как известно, реалистические произведения художественной литературы отражают жизнь людей во всём многообразии её проявлений. Читающий человек познаёт различные жизненные пути, которые проходят персонажи произведений, их характеры, нравственные и волевые черты.

Живые образы художественной литературы в силу своей яркости изображения оказывают более действенное влияние на сознание читателя, чем понятия научных сочинений. Они не только дают знания, но и пробуждают мысли и чувства, стимулируют воображение, заряжают волю к действию. Благодаря всему этому герои произведений способствуют формированию и совершенствованию многих сторон личности: интеллектуальной, морально-волевой, эстетической и т. д. 

Воздействие героев произведений искусства по своей силе и характеру приближается к воздействию действительности, а иногда и превосходит её. Хороший режиссёр и талантливый писатель дают массу впечатлений о действительности. Представляемые изображения бывают очень яркими, становятся ощутимы, зримы и вызывают такое сильное воздействие, что положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные — отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению дефектов личности. При чтении литературы неплохо иметь под рукой карандаш, чтобы выписать интересные или очень значимые высказывания автора в лице персонажа произведения. Такие записи не только помогают воспроизвести прочитанный материал в целом, но могут служить в качестве мотивов или правил самоуправления.

Представляется целесообразным после прочтения произведения ещё раз проанализировать свою жизнь, свой характер и сравнить с теми положительными образами произведения, которые могут стать образцами для сознательного подражания.

Всё это должно восприниматься серьёзно, и нельзя ограничиваться самокритикой и благими намерениями. Под влиянием того или иного произведения можно составить для себя программу самоуправления или скорректировать уже имеющуюся и систематически её совершенствовать.
Самоуправление включает отбор и анализ поступающей информации, постановку целей и принятие решения, определение планов и способов действия, исполнение намеченного путём саморегуляции духовных и физических сил.

Саморегуляция осуществляет:
— усиление или ослабление деятельности;
— торможение неблагоприятных импульсов;
— переключение или распределение сил между различными объектами;
— контроль над производимыми действиями и корреляция поведения, если в этом возникает необходимость.

Следует различать два вида самоуправления — оперативное и перспективное. Оперативное самоуправление — это повседневная регуляция деятельности и поведения в соответствии с ранее поставленными целями и принятыми планами. Перспективное самоуправление — это предвосхищение будущего, в соответствии с которым определяются планы и пути деятельности. В конечном итоге оно становится оперативным, когда настаёт время действовать. Самовоспитание также относится к одному из видов самоуправления, направленного на совершенствование себя. Оно входит как в перспективное, так и в оперативное самоуправление. Многое зависит от характера воспитания и образа жизни, и всё это влияет на качество самоуправления. Так, одни люди отличаются умением видеть перспективы и намечать планы на будущее, в то время как другие, исполнители, успешно осуществляют только оперативную саморегуляцию деятельности.

Особенно интересны люди, у которых хорошо сочетается перспективное и оперативное самоуправление. Убеждённый и к тому же волевой человек оказывается в жизни и борьбе несгибаемой личностью. Есть люди, которые, несмотря на горячий темперамент, умеют держать себя в определённых рамках нравственности, культуры и законов, а есть и такие, которые не контролируют себя и в минуты потрясений проявляют бесхарактерность, истерику, панику. Про некоторых людей говорят — «хозяин слова», другие же часто отступают от сказанного, обещанного, намеченного. Одни имеют определённый план жизни и строго следуют ему, другие — рабы обстоятельств.

Можно рассмотреть и другой тип людей, которые действуют, как говорится, сломя голову, то есть по первому побуждению, без взвешивания своих возможностей, объективных условий и последствий своих действий и поступков. Это импульсивный тип, у которого в управлении недостает торможения, сдержанности и ответственности за собственное поведение.
Возникает вопрос: если самовоспитание — условие самоуправления, а точнее, один из его видов, то следует ли из этого, что лица, имеющие недостатки в самоуправлении, не могут успешно работать над собой? Конечно, могут и должны это делать. Путём систематической работы устраняются недостатки в самоуправлении, и личность становится полноценной во всех отношениях.

Резюме

 Следует помнить, что герои произведений, авторитетные люди, среда вашего обитания не только дают знания, но и пробуждают мысли и чувства, стимулируют воображение, заряжают волю к действию и способствуют формированию и совершенствованию многих сторон личности: интеллектуальной, морально-волевой, эстетической и т. д. 

МУХАММАД­БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ,  Д. Э. Н., ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА