04 декабря
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Жизнеописание самого благородного из людей ﷺ

Продолжение. Начало в предыдущих номерах

Потерявшие терпение курайшиты решили изгнать Пророка ﷺ и его последователей из Мекки. Всех, кто его поддерживал, не разбирая, верующие они или неверующие, загнали в одно ущелье. Кроме того, курайшиты заключили договор о бойкоте с племенами Хашима и Мутталиба, обязавшись прекратить с ними торговлю, не вступать с ними в брачные союзы, никогда не связываться и отказаться от примирения, пока им не выдадут Хабиба v. Не успел Мансур ибн Икрамат написать этот договор, как у него отсохла рука. Текст этого договора вывесили в Каабе. 

Посланника Господа ﷺ и его сподвижников начали притеснять, запретили вести с ними торговлю, прекратились всякие поступления извне. Многие умерли от голода, особенно тяжко было детям и женщинам, однако всё это не сломило веру в их сердцах. 

Когда притеснения со стороны курайшитов усилились, мусульмане совершили хиджру (переселение) в Хабаша (Эфиопию) во второй раз. По велению Пророка ﷺ сподвижники, а их было восемьдесят два человека, собрались в дорогу. С мужчинами вышли и женщины, их было восемнадцать. Это второе переселение состоялось в седьмом году с начала пророчества.
Какую только клевету курайшиты не возводили на Любимца Господа ﷺ и его последователей: его называли обманщиком, колдуном, сумасшедшим, предсказателем. Больше всех против него выступал его дядя Абу Лахаб. После сражения при Бадре он заболел страшной болезнью и умер.

В 10-м году пророчества произошли два печальных для Хабиба ﷺ события. В этом году он потерял любимого дядю Абу Талиба, который яростно защищал его от курайшитов. В том же году скончалась и мать правоверных, жена Пророка v – благородная Хадиджа, и печаль Ахмада ﷺ усилилась. Потому этот год был назван годом печали.

После смерти Абу Талиба курайшиты со всех сторон ещё больше стали притеснять Пророка v, стараясь причинить ему зло и боль. В поисках помощи Посланник Аллаhа ﷺ отправился в Таиф (ныне город, расположенный на западе Королевства Саудовская Аравия, в 90 км к юго-востоку от Мекки). В горестном состоянии он прибыл в Таиф вместе с Зайдом ибн Харисом в надежде на поддержку и помощь родственников со стороны матери, которые проживали там.

Он встретился со старейшинами родов, но никто из них не прислушался к нему, отказавшись помочь. Они прогнали Посланника Господа ﷺ прочь, подло натравив на него сумасшедших и детей, которые перекрыли ему дорогу и забросали камнями. Зайд как мог старался прикрыть собой Пророка ﷺ, защищая от камней, обрушившихся на них со всех сторон.

Уставший Хабиб v зашёл в небольшой сад и сел в тени одного из деревьев. Здесь его увидели сыновья Рабиата Утбат и Шайбат. Всевышний вселил в их сердца сострадание, и они, подозвав слугу по имени Аддас, отправили его к Ахмаду v с кистью винограда.

Хабиб ﷺ начал есть, произнеся «бисмиллях» («Во имя Аллаhаv»). Услышав это, слуга в изумлении сказал, что никогда раньше не слышал этих слов. Пророк ﷺ спросил его, откуда он и какой религии придерживается. Аддас ответил, что он христианин, затем поведал, что родом он из Нинавы.

«Значит, ты из города хорошего человека – Юнуса ибн Мута?» – спросил его Хабиб ﷺ.

Взволнованный Аддас спросил в ответ:

«Откуда ты знаешь Юнуса, сына Мута?»

Пророк ﷺ рассказал Аддасу историю Юнуса عليه السلام и сказал:

«Я такой же пророк, как и он». Аддас тут же принял Ислам и поцеловал голову Посланника Аллаhа ﷺ. Увидев это, сыновья Рабиата сказали друг другу: «Посмотрите, что делает наш слуга!»

А когда он вернулся обратно, они спросили его, осыпая бранью и насмешками: «Что он с тобой сделал?»

– «На этой земле нет человека лучше него», – произнёс Аддас и рассказал о том, что произошло между ними. По словам Аддаса, Хабиб ﷺ поведал ему то, чего не может знать никто, кроме истинного пророка Всевышнего.

Пока Хабиб ﷺ в печали находился в том саду, к нему явился ангел Джабраиль عليه السلام с повелением от Господа: исполнить любое желание Пророка ﷺ касаемо жителей Таифа. Ангел сказал, что готов уничтожить всех жителей Таифа, подняв горы и обрушив на них. Пророк ﷺ не согласился, сказав: «Может быть, в будущем среди их потомков появятся те, кто уверует в Единого Господа». 

«Мавлая салли ва саллим даиман абадан ‘ала Хабибика хайри ль-халки куллихими» («О Аллаh ﷻ, одари бесконечным салаватом (благословением) и саламом (сохранностью) лучшего из творений – Твоего Любимца Ахмада ﷺ»).

Однажды на одном из рынков Хабиб ﷺ встретил группу людей, прибывших из Ясриба (Медина), и, поинтересовавшись у них, кто они и откуда, предложил им присесть, чтобы поговорить. Это оказались торговцы из племени Хазрадж, которые караваном прибыли в Мекку для торговли. Посланник начал призывать их к религии Господа, читая им аяты священного Корана.

Всевышний Аллаh наставил их на истинный путь, и они все принесли клятву верности Пророку ﷺ, пообещав, что в следующем году прибудут в Мекку с ещё большим количеством тех, кто пожелает встретиться с Лучшим из творений ﷺ и принять истинную веру. Посланник Аллаhа ﷺ предупредил их, что курайшиты Мекки не должны узнать об их договоре.

Как и договорились, в следующем году группа людей из Ясриба, прибыв в Мекку, отправилась на рынок. Двенадцать человек – двое из племени Авс и десять из Хазрадж – встретились с Хабибом ﷺ.

Пятеро из хазраджитов были те, с кем Пророк ﷺ встречался в предыдущем году. Все вновь прибывшие приняли Ислам, уверовав во Всевышнего, и договор между ними ещё более укрепился. Они вернулись в Ясриб, пообещав помочь Посланнику Господа ﷺ в распространении Ислама среди жителей их города.

Все они старались призвать народ к Исламу, особенно отличился в этом Ас‘ад ибн Зарарат. Вскоре они послали весточку Пророку ﷺ с просьбой прислать учителя для обучения их Корану. И он подготовил для их обучения Мус‘аба ибн Умайра и отправил его в Медину. По прибытии в Медину Мус‘аб ибн Умайр начал призыв, и благодаря ему многие люди приняли Ислам.

Предводитель племени Авс Са‘ду ибн Ма‘аз, глава хазраджитов Са‘д ибн Убадат, а также Усайд ибн Хазири, представители племени бану Абду ль-Ашхали, и многие другие мужчины и женщины приняли Ислам вместе в один день. Так распространялся Ислам среди жителей города, который скоро должен будет стать самым лучезарным городом в мире.

На третий год в Мекку прибыли уже семьдесят жителей Медины. Они тоже дали Пророку v клятву верности и, уверовав во Всевышнего, выразили готовность всеми силами защищать и распространять Ислам. По словам некоторых, это была не третья встреча жителей Ясриба, а вторая. Мы примем обе версии, поскольку они переданы людьми, которые вызывают доверие и заслуживают почёт. 

Узнав о тайных встречах жителей Медины с Пророком ﷺ, курайшиты пришли в ярость, и те, кто жаждал покончить с Ахмадом ﷺ, наконец-то нашли повод.

В самый разгар противостояния между мекканскими курайшитами и мусульманами в Мекку прибыл караван с двадцатью христианами из Наджрана (ныне одноимённый город на юго-западе Саудовской Аравии). Услышав рассказы о появившемся Пророке ﷺ, передаваемые мухаджирами, которые переселились в Эфиопию, эти христиане обнаружили в нём все качества, описанные в их книгах.

Они пришли к Посланнику Аллаhа ﷺ и, поприветствовав его, попросили прочитать им что-либо из Корана. Когда они услышали Божественное писание, их сердца смягчились, и все двадцать человек по милости Всевышнего уверовали, не промолвив больше ни слова.

Сломленный этой вестью, заблудший Абу Джахль сказал им в отчаянии: «Глупее вас сюда никто не приходил». «Разве вас народ сюда для этого отправлял?!» – упрекал он их. «Ваш выбор – для вас, а то, что выбрали наши сердца, – это для нас», – твёрдо ответили они Абу Джахлю, сразив его окончательно.

«Мавлая салли ва саллим даиман абадан ‘ала Хабибика хайри ль-халки куллихими» («О Аллаh ﷻ, одари бесконечным салаватом (благословением) и саламом (сохранностью) лучшего из творений – Твоего Любимца Ахмада ﷺ»).

Из книги «История пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави