30 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.11.2020 (по Ханафи)

1. Где и в каких случаях можно произносить «Бисмилляхи…», а когда нельзя?

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Любое важное дело, которое начинают без поминания Всевышнего: “Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим” («С именем Аллаhа ﷻ, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том»), будет несовершённым (такое дело не будет благословенным в полной мере)» (Абу Давуд, Ибн Маджа).
Поэтому желательно произносить «Бисмиллях» перед каждым благим делом, будь то акт поклонения или же бытовое дело, которым человек занимается повседневно, и за это он получит большое вознаграждение. Произносить желательно при входе в чистые места, в дом, перед принятием пищи, перед надеванием одежды, началом любого благого дела, чтением Корана и т. д., а перед совершением греховного произносить запрещено. («Фикх уль-Ислам ва адиллатуху»)

2. Находясь на службе или в силу иных обстоятельств не получается ходить в мечеть. Хотелось бы знать, какие условия необходимо соблюсти для совершения пятничного (джума) намаза?

Совершение пятничной молитвы было предписано Всевышним ещё до переселения (хиджра) мусульман из Мекки в Медину, но из-за отсутствия в то время возможности открыто собираться и совершать её тогда она не была обязательной. 
Для выполнения пятничного намаза необходимо соблюсти несколько условий. Так, молящийся должен быть:
• свободным от рабства,
• мужчиной,
• совершеннолетним,
• разумным,
• жителем данного населённого пункта,
• здоровым настолько, чтобы мог совершить джума-намаз,
• иметь здоровые ноги, то есть способен ходить,
• не быть слепым,


• находиться в безопасности от притеснителя.
Что же касается условий действительности пятничной молитвы, то:
• проводиться она должна в местности, где есть представитель власти, имам, имеющий религиозные знания;
• на джума-намазе должен присутствовать правитель или его наместник;
• количество молящихся должно быть от трёх человек и выше, не считая имама;
• имам должен прочитать две проповеди (хутба); 
• должно наступить время обеденного намаза;
• двери мечети, где проводится пятничная молитва, должны быть открыты для всех; нельзя молиться, закрывшись изнутри.
Пять категорий людей не обязаны совершать джума-намаз:
• несовершеннолетний,
• больной,
• раб, 
• путник,
• женщина.
Военнослужащие и заключённые могут не совершать джума-намаз, ввиду обязательного нахождения в определённом месте (отсутствия свободы выбора). Что касается рабочих, пожарных и других людей, занятых общественно значимыми делами, то, если их отсутствие на рабочем месте может привести к опасным последствиям, это также считается уважительной причиной, по которой дозволяется не посещать джума-намаз. 
Пастухам, если они не могут отлучиться, боясь оставить стадо без присмотра, также разрешается не посещать джума-намаз. Однако необходимо создать им условия для посещения пятничной молитвы, нельзя оставлять это без внимания.
 

3. Если женщина выполняет религиозные предписания, молится, постится, однако не закрывает аврат (запретные части тела) перед посторонними мужчинами, как подобает истинной мусульманке, можно ли считать её верующей?

За соблюдение религиозных норм такая женщина получит вознаграждение, а за неукрытие аврата  — запишется грех. 
Однако нельзя судить по внешнему виду о вере или неверии человека, потому что тот, кто убеждён сердцем в обязательности соблюдения предписаний Ислама, но из-за слабой веры не соблюдает их, не является неверующим. («Фикх уль-Акбар»)

4.  Обязательно ли при принятии Ислама менять имя на мусульманское? Каковы условия для его смены? Будет ли грехом, если оставить немусульманское имя? 

Если значение имени не противоречит Исламу (например, несёт в себе смысл многобожия или унижения и т. д.), то необязательно его менять, и греха в этом нет. Но всё же желательно, чтобы имя было дано в честь кого-то из пророков, сподвижников, учёных и достойных праведных людей, дабы получить их благодать. 

 От Абу ад-Дарда رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «В Судный день вас будут звать по вашим именам, поэтому нарекайте детей красивыми именами» (Абу Давуд, Ибн Хиббан).

Когда нарекают именем новорождённого, то желательно в правое ухо прочитать азан, а в левое — икамат. Ибн Аббас رضي الله عنه рассказывает: «Пророк ﷺ в день, когда родился внук Хасан сын Али, прочитал в его правое ухо азан, а в левое — икамат» (аль-Байхаки). 

Что касается смены имени не младенца, то каких-то процедур или условий для этого нет, просто начинают звать новым именем.

5. Я самостоятельно изучаю арабский язык, чтобы читать Коран в оригинале, и уже понемногу его читаю. Но в одной из публикаций прочитал, что если читать Коран без таджвида (соблюдения правил) или медленно и с ошибками, то каждая буква Корана будет проклинать за это. В других же публикациях пишут, что в чтении Корана допускается совершать ошибки, если человек только учится и не умеет хорошо читать, и это не является грехом. Если я буду продолжать читать суры Корана, не будет ли на мне греха? 

Допускать ошибки при чтении Корана позволено лишь тем, кто только учится его читать и делает это неумышленно. Грех же будет тем, кто научился читать правильно, но из-за своей халатности и невнимательности допускает ошибки. 

Следует отметить, что не стоит изучать Коран самостоятельно, без учителя, который может научить вас правильному произношению арабских букв и исправить ваши ошибки. В противном случае вы так и не научитесь правильному чтению Священного Корана.

6. Можно ли мусульманину читать литературу, не относящуюся к Исламу, например, о науке, культуре, животных, автомобилях, новостях, спорте, или это харам?

Можно. Стремление к знаниям — неотъемлемая черта истинных верующих, поскольку любая добродетель в какой-то мере имеет отношение к знаниям, а любой порок — к невежеству. Однако нужно помнить, что время — это самый ценный дар, и провести его необходимо с максимальной пользой как для себя, так и для общества в целом.

7. Мне нравится моя племянница, дочь родной сестры. Что мне делать?

Племянница, то есть дочь родной сестры или брата, является махрамом (близкий родственник), и жениться на ней запрещено. Всевышний Аллаh ﷻ в Коране говорит (смысл): «Для вас запретны (в качестве жён) ваши матери, дочери, сёстры, ваши тётки по отцу и тётки по матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери и малочные сёстры ...» (сура «Ан-Ниса», аят 23).

Подобные мысли есть не что иное, как наущения шайтана (сатаны). Поэтому вам необходимо искренне раскаяться перед Всевышним за них, перестать думать об этой девушке и стараться не встречаться с ней некоторое время, а тем более не оставаться наедине. («Ихтияр»)

Mухаммад-фарук Aзимов