30 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Цени указывающего на твои недостатки

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

Человек часто не замечает, как он попадает в сети своей гордыни. В предыдущих номерах мы рассказывали об основных причинах возникновения ужбу (самодовольства) в сердце человека, что взращивает в нём тщеславие и гордыню. Зачастую этот процесс протекает скрытно, и явные признаки мы можем разглядеть не сразу. О пяти из них мы рассказывали. Сегодня продолжаем.

Итак, следующие причины, отчего сердце человека может наполниться гордыней.

6. Продвижение и успех в делах.

Вне зависимости от занимаемой должности, каким бы незначительным он ни был, всегда найдутся люди, кто будет хвалить начальника в лицо. Редкое исключение, если найдётся кто-то, кто позволит себе критиковать руководителя. Так, каждый день слушая в свой адрес лестные слова, человек может не заметить, как его пора-зит опасная болезнь – ужбу. 

Успех в делах и лесть подчинённых укрепляют в его сознании ценность его персоны. Вскоре он будет отделять себя от остальных. Желание господствовать сделает его высокомерным человеком. Ярким примером может служить история с Намрудом. Если бы Намруда никто не знал и он был бы никому не известным бедняком, он не возомнил бы себя самим Господом.

В Коране говорится (смысл): «Разве ты (о Мухаммад r) не видел того (царя Намруда), который спорил с Ибрагимом u о его Господе (разве ты не слышал о нём), а ведь Аллаh I дал ему власть? Ибрахим u сказал (ему): “Мой Господь – Тот, Кто даёт жизнь и умерщвляет”. Он (Намруд) ответил: “Я даю жизнь и умерщвляю...”» (сура «Аль-Бакара», аят 258).

Как упоминается в Коране, царство и власть привели Намруда к гордыне и вечной погибели.

7. Малое времяпровождение с людьми своего круга, с теми, кто может указать на недостатки. 

Если успешный человек проводит много времени в кругу людей, чей уровень знаний ниже, чем у него, то такого человека с лёгкостью может поразить болезнь тщеславия. «Как это?» – спросите вы. Очень просто. Когда человек вращается в кругу тех, кто слабее него по интеллектуальным способностям или знаниям в определённой области, сердце его постепенно заполняется гордыней. Его нафс (эго) с лёгкостью принимает на себя болезнь ужбу.

Потому что в нём развивается уверенность, что он лучше всех, его оценка событий правильная, к нему прислушиваются, он всегда прав и т.д. Соответственно, те, кто сам не имеет знаний, слепо следуют за ним. И тогда в человеке укореняется мысль, что его слово, его знания – это безапелляционная истина. Именно поэтому круг общения человека должен включать людей, с которыми он на равных. 

А когда человек проводит больше времени с людьми знаний, то они с лёгкостью подскажут, поправят или сделают замечание. Потому что здесь уже он имеет дело с людьми другого уровня. 
Разговор на равных даёт человеку возможность увидеть себя со стороны и не возгордиться. Поэтому праведный халиф Умар ибну Хаттаб t в своё время говорил: «Да смилуется Аллаh I над теми, кто укажет мне на мои недостатки». 

8. Восьмая причина – воспитание детей в духе исключительной самости и эгоцентризма. 

Если с раннего возраста детям внушают, что они особенные среди сверстников, лучше, чем кто-либо из детей родственников, это тоже является одной из причин взращивания в человеке эгоистических наклонностей. Неправильное воспитание детей служит основой многих ошибок в их взрослой жизни.

Нельзя культивировать в детях эгоизм, внушая, что они особенные, исключительные или сверхталантливые. Родители должны воспитывать в детях любовь к ближнему, сострадание, снисходительность к окружающим, чтобы умели прийти на помощь нуждающимся. Чувство собственного достоинства должно быть направлено в правильное русло. 

Кроме того, дети копируют нрав своих родителей. Если родители ведут себя в обществе высокомерно, дети, соответственно, перенимают их нрав. 

В этом плане поучителен стих арабского поэта Абуль аля аль-Маари (973–1057), посвящённый павлину: 

Однажды шёл павлин, покачивая спинку, 
И гордой поступью за ним – его же дети…
«Птенцы мои, что с вами? Отчего
Походка ваша стала горделивой,
Надменен шаг, кривляться-то зачем?»
А детки удивлённо: «Что же мы?
А начал кто? Мы брали с вас пример;
И следовать старались величаво
Походке той, что видим пред собой!
И разве что не так, – походка горделива, –
Сначала покажи, как надобно ходить, 
Как ровным сделать шаг, и спинкой не кривлять,
Как лапки распрямить, походку изменить?
Как только впереди примером явишь ты
И ровною ходьбой научишь тем шагам,
То, тут же распрямив и спинку, и ступню,
Непроизвольно мы начнём твою ходьбу. 
О, наш отец родной, неведомо ли вам,
Что всякие птенцы с отцов берут пример?
Наследники идут по стопам праотцов,
Что наставляют их, указывая путь». 

Мы должны знать: каждое поколение берёт уроки у своих предков. Сознательно или бессознательно дети учатся на примере своих родителей и становятся похожими на тех, кто воспитывал их. Арабы говорят: «Будет ли тень прямой, если ствол кривой?» 

(Продолжение следует.)

Перевод Халимат Магомедовой