27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

«Раньше такого не было…»

Этот августовский день выдался необыкновенно жарким — лето в надежде оттянуть свои последние дни будто пыталось испепелить каждый метр земли.

В кабинете имама, несмотря на открытое окно и распахнутую настежь дверь, было душно. Здесь собрались родные жениха и невесты, готовые связать молодых священными узами мусульманского брака. 


За столом, по левую руку от имама, сидел пожилой мужчина. Желтоватый налёт на усах, специфические отметины на пальцах рук и лице, а также хриплый, сопровождавшийся нередко глубоким и глухим кашлем голос выдавали в нём заядлого курильщика. Курил он давно, нещадно и такое, от чего могла погибнуть не только лошадь, но даже слон.

Прилетев на свадьбу племянницы, он как старший в роду был наделён почётной миссией представлять интересы невесты.  
По правую руку разместился жених. Крепкий, спортивного телосложения. Было заметно, что жару он переносит с трудом, к тому же сильно нервничает. 
В углу сидели приглашённые имамом двое свидетелей. Они чувствовали себя особенно неуютно. И дело было не в жаре. Разговор за столом явно не клеился и шёл на повышенных тонах.

— Раньше такого не было! — возмущался представитель невесты. 


Долгие годы живя вдалеке от родины, он имел смутное представление об исламском обряде бракосочетания. В его сознании эта процедура представлялась данью традиции, обычной формальностью. Так, в зависимости от веры, можно сказать «Аминь» и перекреститься или произнести «Фатиху» и поднять руки к небу, а затем расписаться в ЗАГСе, открыть бутылку шампанского и так далее. 

— Какая разница, делаю я намаз или нет?! При коммунистах тоже не делали, и ничего, выросли мы нормальными людьми, вон дети уже многого добились. Родители мои без этого всего поженились, скажете, они плохие люди?! — вопрошал он эмоционально, размахивая руками и не давая имаму ответить на собственные вопросы. 


Его раздражали озвученные нормы и правила, которые он не знал и знать не хотел, все эти непонятные для него слова — «уполномоченный», «махр», смущал молодой возраст имама, который, как ему казалось, учит его жизни, невозможность закурить и, наконец, этот вопрос про намаз… 
Он, конечно, знал, что мусульманин должен исполнять пятикратную молитву, но ведь это дело стариков. Когда ему будет 70 или 80, он тоже начнёт молиться и будет сидеть с чётками в руках на годекане, обсуждая с аксакалами последние сельские новости… Но сейчас на это нет времени.
Формальная, по его мнению, процедура превращалась в проблему. А проблемы он обычно решал сам, своим трудом, но бывало, что в безвыходной ситуации мог и дать взятку или подключить связи. Однако сегодня всё шло не по плану. 


Имам отказывался заключать никях без соблюдения всех предписанных Исламом норм. Денег он не брал, уговорить его не удавалось, оставалось вернуться в село ни с чем, чего он не мог себе позволить, или срочно найти «имама», который согласится без лишних разговоров заключить брак. 
Жених страшно нервничал и постоянно вытирал пот с шеи и лба носовым платком. Ситуация явно выходила из-под контроля. Он думал о своей возлюбленной. Вспоминал, как долго её добивался, как она ждала его из армии, как с трудом усваивал особенности местных адатов, нарушение которых могло всё сорвать. И вот наконец никях…

 

Оступиться было нельзя. Испортить всё, отдать дело на откуп какого-нибудь мошенника, который за деньги «заключил» бы им никях… Разве этого он добивался? Казалось, брак его распадается, не успев создаться…
Возмущённый, представитель невесты собрался уходить. Жених, вскочив с места и схватив его за руку, зашептал ему на ухо: 
— Никто из имамов не послушает нас. Они все твердят одно и то же. Наши соседи так и проездили целый день по мечетям. И все им отказали, опозорились на всё село. 


Жених интуитивно понимал, как задеть важные струны души этого взрослого человека. 
— Дайте мне пять минут, я постараюсь уговорить имама, - предложил он. 

 

И обратился к имаму:
— Послушайте, если вы не заключите никях, они развернутся и поедут искать того, кто сделает так, как им хочется, и тогда законность этого брака по Исламу будет как минимум сомнительна. Я не хочу на такой основе строить свою семью. Подскажите, как нам быть?


Имам задумался. Справедливость слов жениха не вызывала сомнений. Спрос рождает предложение, и те, кто ищет, обязательно найдут афериста, готового назвать «исламским» любой обряд, пришедший ему в голову, зная при этом, что его «благословение» обязательно будет поощрено материально…


— Давайте сделаем так. Мне нужно разрешение невесты, и тогда я сам, как её уполномоченный, смогу выдать её за вас, — предложил имам. — Девушка с вами? 

— Да, конечно, — ответил жених и бросился звать обратно сопровождавших его родных. 


Через десять минут всё было закончено. Имам поздравил молодых с бракосочетанием и сделал им доброе наставление. Родственники обнимали друг друга и медленно загружались в кортеж, готовясь шумно вернуться в родное село.    


Жених вышел из кабинета последним, искренне поблагодарив и тепло распрощавшись с имамом. 
Он оглянулся, рассматривая посаженные у мечети цветы, вдохнул полной грудью и широко улыбнулся, затем достал телефон и переименовал номер своей возлюбленной, забив — «жена». 
Только теперь он почувствовал себя по-настоящему счастливым.

Хамид Асадуллин