Отличительные черты имама Абу Ханифы
1. Имам встретил множество сподвижников Посланника Аллаhа ﷺ. В хадисе сказано: «Великая радость тому, кто увидел меня, а также тем, кто увидел того, кто увидел меня, и тем, кто увидел того, кто увидел видевших меня» (ат-Табари).
2. Он родился в том столетии, о котором Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Лучшие из людей – это те, кто жил в мой век, затем те, кто жил в следующем веке, затем те, кто жил в следующем» (аль-Бухари).
3. Имам Абу Ханифа делал иджтихад (извлекал решения из Корана и Сунны Пророка ﷺ) и издавал фетвы во времена табиинов (тех, кто видел сподвижников Пророка ﷺ). Когда А’маш совершал хадж, люди попросили его описать обряды хаджа, тогда он отправил их к Абу Ханифе и сказал: «Запишите у него все обряды совершения хаджа. Я не знаю никого, более знающего о фарзах и суннатах хаджа».
4. У великого имама были великие ученики. Некий мужчина сказал, что Абу Ханифа ошибся. Тогда Ваки’ жёстко отреагировал и сказал: «Те, кто говорит подобное, – они подобны животным. Даже они в худшем положении, чем животные!» Ваки’ продолжил: «Как может ошибиться имам, в то время как при нём такие имамы-факихи (знатоки исламского права), как Абу Юсуф, Мухаммад, Зуфар, а также при нём учёные-мухаддисы (знатоки сунны, хадисов Пророка ﷺ)», – и перечислил их. Затем продолжил: «При нём также знатоки арабского языка, а также этики, такие как Фузайль, Давуду Таи и другие. Учёный, которого сопровождают такие учёные, не может ошибиться, ибо, если он попадёт в такую ситуацию, его тут же исправят».
5. Абу Ханифа первый, кто составил фикх (исламское право) и упорядочил его по разделам – в том виде, в котором мы сегодня находим книги по фикху. В этом за ним последовал имам Малик в своей знаменитой книге «Муватта’». Кроме того, Абу Ханифа первый, кто расписал доли наследства.
6. Распространённость его мазхаба во многих странах целиком.
7. Расходование личных средств на себя и других учёных. При этом имам не принимал деньги за обучение ни от кого. Вместе с этим Абу Ханифа был очень отрешён от мирского, постоянно находился в богослужении.
Он умер шахидом (мучеником) на пути веры, будучи притеснённым, арестованным и отравленным.
Ахмад Ибрагимов
Комментарии (1)