02 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.10.2020 (по Шафии)

Обязаны ли заключённые в тюрьмах совершать пятничный намаз?

1.  Можно ли медицинским работникам, находящимся на дежурстве в красной зоне (в период эпидемии), совершать намаз в костюме, который закрывает всё тело, в том числе и лоб, при наличии у них омовения?

 

Одним из условий земного поклона (саджда) в намазе является отсутствие преграды между лбом и полом. Но в этом вопросе есть исключения, которые позволяют закрывать лоб полностью. Одно из них – возможность заболеть при его обнажении.
Следовательно, если есть опасение заболеть, то медработники, находящиеся на дежурстве в красной зоне, могут совершать намаз в защитном костюме, и они не обязаны его затем возмещать. («Манхадж аль-Кавим» с субкомментариями имама ат-Тармаси)

 

2.  Есть ли нежелательность в совершении джамаат-намаза в той форме, в какой он совершается на сегодняшний день, то есть соблюдая дистанцию между молящимися в рядах?

Молящиеся, совершающие джамаат-намаз, должны сидеть плотно друг к другу, но только тогда, когда нет уважительной причины соблюдать определённую дистанцию. 


За совершение коллективной молитвы в плотном ряду молящихся, когда в соблюдении расстояния между ними нет необходимости, человек получает вознаграждение. В противном случае он лишается полноценного вознаграждения.


Если же есть уважительная причина, например опасение заразиться или заразить другого, то желательность отменяется, и при соблюдении необходимого для этого расстояния молящийся получит полноценное вознаграждение. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями аш-Ширвани)
 

 

3. Разрешено ли расторгать сделку купли-продажи по обоюдному согласию?

В религии Всевышнего есть понятие «аль-икала», то есть решение продавца и покупателя расторгнуть торговую сделку без причин, что считается дозволенным. Иногда расторгать договор является желательным, с намерением облегчить положение верующего, который пожалел о совершённой сделке и желает расторгнуть её. При этом каждая из сторон возвращает то, что было взято друг у друга посредством сделки купли-продажи, оговорив в устной форме её расторжение. («Мугни аль-Мухтадж», «Асна аль-Маталиб»)

 

4. Разрешается ли расторгать арендную сделку в одностороннем порядке?

В шафиитском мазхабе сделки делятся на две категории: те, которые можно расторгнуть в одностороннем порядке (акд аль-джаиз), и те, которые расторгаются только в двустороннем порядке (акд аль-лязим).
Арендная сделка относится ко второй категории. То есть если данная сделка была заключена в соответствии со всеми условиями и требованиями религии, то одна из сторон (будь это арендодатель или арендатор) не может её расторгнуть, пока вторая сторона не изъявит своего согласия в устной форме.


Например, если была заключена сделка аренды квартиры сроком на шесть месяцев, то ни арендодатель, ни арендатор не могут расторгнуть её в одностороннем порядке. Расторжение сделки возможно только при обоюдном согласии.
Следовательно, арендодатель не может потребовать освободить квартиру без причины до окончания срока аренды, и арендатор тоже не может прекратить платить квартплату в связи с тем, что она ему не нужна.


Исключением является случай, когда предмет арендной сделки (квартира, инструмент, помещение и т. д.) теряет свою функциональность и арендатор не может его использовать или в нём отпадает надобность. В данном случае арендатор может воспользоваться своим правом на расторжение договора уже без согласия арендодателя. («Мугни аль-Мухтадж»)
 

 

5. Учитываются ли при выплате закята с зерновых культур расходы на удобрение, посев, уборку и т. д.?

При выплате закята с зерновых культур вышеуказанные расходы из стоимости урожая не высчитываются. Эти траты несёт сам хозяин. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

 

6. Является ли нежелательным совершение пятикратных обязательных намазов индивидуально (не джамаатом)?

Совершение всех пятикратных обязательных намазов коллективно (будь то в мечети или дома), по мнению одного из учёных, является крайне желательной сунной. Но по более аргументированному мнению, считается коллективной обязанностью мусульман (фарз уль-кифаят), выполнение которой определённым количеством людей освобождает от ответственности остальных, а невыполнение без причин – вводит всех в грех.
Коллективный намаз должны совершать совершеннолетние, разумные (умственно полноценные) мужчины, которые не находятся в пути (даже на короткое расстояние).


В маленьком населённом пункте, где проживает около 30 мужчин, для того чтобы фарз уль-кифаят был выполнен, совершать намазы коллективно достаточно в одном определённом для этого намаза месте. Если населённый пункт большой, то необходимо совершать намазы коллективно в нескольких определённых для этого местах. Для исполнения этой обязанности недостаточно совершать фарз-намазы коллективно, находясь дома.
Если фарз уль-кифаят выполнен названным количеством мужчин, то остальным мужчинам совершение намазов коллективно является крайне желательной сунной, а несовершение их коллективно без причин является нежелательным (карахат).


Женщинам тоже является желательным совершать намазы коллективно, но несовершение их коллективно не является для них нежелательным.

Примечание:
Стоит отметить, что крайне нежелательно относиться к этому вопросу с пренебрежением. Учёные-богословы говорят, что такой человек не может быть даже свидетелем при заключении брака и т. д. Это говорит о важности совершения намазов коллективно. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

 

7. Можно ли отдать взаймы имущество подопечного?

Такое имущество отдавать взаймы нельзя, исключая случаи крайней необходимости, например, если его целость и сохранность могут быть нарушены. В этом случае нужно соблюсти следующие условия: заёмщик должен быть кредитоспособным, вызывающим доверие, его имущество должно быть дозволенным, несомнительным, при займе и залоге обязательно присутствие свидетелей. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)