04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.09.2019 (по Шафии)

1. Дозволено ли при заключении никяха (договор бракосочетания) опекунство и свидетельство отца, деда и др., если они фасики (грешники, нечестивцы, те, кто совершает большие грехи: отказ от выполнения молитв, прелюбодеяние и т. п. или постоянен в совершении малых грехов)? 2. Является ли для мужчины голос посторонней женщины авратом (тем, что женщина обязана скрывать от чужих для неё мужчин)? 3. Дозволено ли наносить надписи с аятами Корана, именами Аллаха I на посуду, клеить и вышивать их на одежде или писать на тортах? 4. Разрешено ли в Исламе делать пирсинг: прокалывать уши, нос и другие части тела? 5. Дозволено ли ограждать какую-либо часть земли перед своим домом, отведённую для общественной дороги? 6. В последнее время стали распространяться платформы «Свитипс» / Win Win People Capital и «Ситилайф» (Citylife). Разрешено ли вкладывать деньги в эти структуры и можно ли пользоваться их услугами?

1. Дозволено ли при заключении никяха (договор бракосочетания) опекунство и свидетельство отца, деда и др., если они фасики (грешники, нечестивцы, те, кто совершает большие грехи: отказ от выполнения молитв, прелюбодеяние и т. п. или постоянен в совершении малых грехов)? 

Согласно наиболее аргументированному мнению шафиитского мазхаба, опекунство фасика при заключении никяха, будь это отец, дед, дядя и др., а также свидетельство такого человека считаются недействительными.
Однако, если греховность (фиск) стала распространённым явлением, а благочестие (адалят) перестало соблюдаться, опекунство фасика или свидетельство подобного ему человека при заключении брака разрешено, как и свидетельство неблагочестивых (непорядочных) людей в общем. Но имаму и т. п. необходимо выбрать свидетелей, менее вовлечённых в грехи. 

Примечание:
До заключения никяха имаму и т. п. рекомендуется настоятельно призвать опекуна (фасика) и свидетелей к искреннему покаянию (тавбу) в содеянных грехах и отказу от них в будущем. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширавани, «Умдат аль-Муфти ва ль-Мустафти»)
 

2. Является ли для мужчины голос посторонней женщины авратом (тем, что женщина обязана скрывать от чужих для неё мужчин)?

Голоса всех живых существ, в том числе и людей, созданы Всевышним и по своей сути не являются чем-то запретным. В социальной жизни общение является необходимой потребностью каждого человека.
По этому вопросу имам аш-Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее: «Голос женщины не является авратом, и, следовательно, разрешается слушать его при уверенности, что не возникнет влечения к ней».


Также известный учёный Ахмад аз-Зубайди в книге «Аль-Убаб» пишет: «Женщинам желательно сделать свой голос хриплым, прикрывая рот тыльной стороной ладони, если есть вероятность опасности или угрозы для неё от собеседника».

Заключение:
Если женщина разговаривает естественно, серьёзно и благопристойно, не давая повода для фитны (влечения и смуты), то её голос слушать не запрещено. Если же она говорит зазывно и манерно, искушающим тоном, пробуждая в человеке влечение, то в этом случае женский голос слушать запретно, так же как и ей говорить с посторонним мужчиной зазывным и нежным голосом.

 

3. Дозволено ли наносить надписи с аятами Корана, именами Аллаха на посуду, клеить и вышивать их на одежде или писать на тортах?

Наносить на посуду имена Аллаха ﷻ, аяты Корана и т. п. дозволено, если это делается в целях исцеления (ташаффи). Что касается одежды, то делать на ней такие надписи нежелательно (карахат). Тем не менее, носить одежду, на которой имеется имя Аллаха ﷻ, непредосудительно, даже в том случае, если человек будет в состоянии полного ритуального осквернения (джунуб).
Что касается украшения тортов именами Аллаха ﷻ и аятами Корана и т. д., то это нежелательно. Однако если они уже сделаны на продуктах, то в их употреблении нет запрета.

Примечание:
Наносить на нечистые (наджаса) продукты и т. д. аяты Корана однозначно запрещено. Также необходимо остерегаться небрежного отношения к предметам, на которых имеются подобные тексты, и соблюдать должный этикет по отношению к ним. («Хашия аль-Буджайрами», «Аль-Маджму, шарх аль-Мухаззаб»)
 

4. Разрешено ли в Исламе делать пирсинг: прокалывать уши, нос и другие части тела?

Что касается прокалывания мочек ушей в двух местах и более, то это запрещено единогласным мнением всех учёных. Относительно же одинарного прокола обеих мочек среди учёных есть разные мнения.
Согласно мазхабу имама аш-Шафии, запрещено прокалывать нос как мужчинам, так и женщинам. Что касается прокалывания ушей, то это дозволено девочкам – для красоты, а мальчикам – запрещено.


По этому вопросу имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Ясно, что прокалывание носа (мальчикам и девочкам) для вдевания колец из серебра или золота категорически запрещено, поскольку эта красота не оправдывает причинения боли (при прокалывании). Подобная традиция практикуется у представителей малочисленных племён, и она расходится с понятием эстетики, в отличие от серёжек в ушах, что является украшением для всех женщин повсеместно».

Заключение:
Большинство учёных всех четырёх мазхабов запрещают прокалывание носа, а прокалывание ушей дозволяют только девушкам в целях украшения. 


Также не разрешается прокалывать, то есть делать пирсинг, какую-либо часть тела для красоты, так как в этом нет оправданной красоты с точки зрения Ислама, кроме прокалывания мочек ушей, принятого у всех народов.
 

 

5. Дозволено ли ограждать какую-либо часть земли перед своим домом, отведённую для общественной дороги?

Запрещаются любые строения, ограждения, насаждения или посадка деревьев на земле, определённой для общественной дороги, какой бы широкой и просторной она ни была и ни казалась невостребованной на данный момент и кто бы ни дал на это разрешение (имам, глава села, района, города, администрация и т. д.).
Запрещается также строить магазин или что-либо подобное в своём дворе, если это сопровождается отчуждением к своей территории хотя бы незначительной части общественной дороги. («Нихаят аль-Мухтадж»)
 

 

6. В последнее время стали распространяться платформы «Свитипс» / Win Win People Capital и «Ситилайф» (Citylife). Разрешено ли вкладывать деньги в эти структуры и можно ли пользоваться их услугами? 

Кешбэк (от англ. cashback или амер. cash back – возврат наличных денег) – термин, который используется в сферах интернет-торговли, банковского дела и игорного бизнеса в качестве обозначения разновидности бонусной программы для привлечения клиентов и повышения их лояльности.


В розничной и интернет-торговле кешбэк – это отсроченная скидка, возвращаемая клиенту.
Однако данная схема небезупречна с точки зрения Ислама – в предмете купли-продажи отсутствует польза и имеется неопределённость (гарар) при заключении договора.
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Второе условие торговли – практическая польза товара, дозволенная религией».


Имам аш-Ширвани в своих субкомментариях пишет: «Польза предмета купли-продажи должна заключаться в товаре, а если в отдельно взятой вещи нет проку, то купля-продажа этой вещи недействительна».
Также Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Пятое условие: предмет торговли должен быть известен (во всех смыслах этого слова).

 

Если это определённая вещь, её необходимо видеть воочию, так как запрещена сделка с наличием неопределённости (гарара) в товаре. Гарар – это то, что допускает две вероятности, одна из которых менее желательна, но более вероятна».


В практическом применении гарар относится и к неопределённости в условиях договора, который может привести к неизвестным последствиям или результатам, когда одна из сторон договора может пострадать от несправедливости.
 

 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    08.10.2020
    👍