04 Мая
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.09.2020 (по Ханафи)

1. Можно ли, совершая намаз, суры или дуа (мольбы) читать с листа или книги, пока не выучишь? И действителен ли такой намаз? 2. Может ли в человека вселиться душа его отца? Если да, то что делать? 3. Можно ли женщине выщипывать волоски над верхней губой (усы)? 4. Каково решение по поводу добавления «Бисмиллях» («Бисмилляхи ррахмани ррахим») перед дополнительной сурой в намазе? 5. Если человек намеренно не совершает намаз, то есть он знает, что его надо совершать, ему напоминают об этом, но он всё равно не делает, впадает ли он в неверие? Не отрицает, что его нужно делать, но когда приходит время совершить, то находит тысячу причин: хочет спать, занят, забыл, некогда и т. п. 6. Является ли наджасой (нечистотой) сгусток крови, который остаётся между костями после забоя животного? 7. Разрешено ли по ханафитскому мазхабу есть угря и сома? 8. Можно ли выражать соболезнование родственникам-христианам и в какой форме? 9. Некоторые люди режут новорождённых ягнят, чтобы из их шкур изготовить папахи, или же режут беременную овцу, а затем достают плод и делают папахи из его шкуры. Разрешено ли это? 10. В армии в сухпайке дают говяжью тушёнку, можно ли её есть? И как быть, когда такую тушёнку продаёт мусульманам мусульманин? Старые люди покупают её, потому что им жевать легко и можно быстро приготовить. На банке написано, что в составе – говядина. Разве не продавец в данном случае является ответственным за последствия? И будет ли он отвечать за это в Судный день?

1. Можно ли, совершая намаз, суры или дуа (мольбы) читать с листа или книги, пока не выучишь? И действителен ли такой намаз?

По мнению имама Абу Ханифы, если человек читает суры в намазе, смотря в Коран или же на стену, где он написан, не зная наизусть, то это нарушает намаз. И разницы нет, много прочитал или мало, является он имамом или молящимся в одиночку, не знающим вообще ничего наизусть или же знающим что-то. Причиной является то, что намаз – это поклонение, а чтение того, чего не знаешь наизусть, будет подобно обучению у другого.

Исключением является тот человек, кто знает наизусть то, что читает с Корана или листка, так как в этом случае он опирается на то, что выучил, и не будет считаться тем, кто обучается в намазе. 
Ученики же Абу Ханифы Абу Юсуф и Мухаммад считали, что это не нарушает намаз, но является нежелательным (макрух). («Радд уль-Мухтар»)


Таким образом, будет более правильным выучить наизусть минимум того, что обязательно (фард) читать в намазе. То есть это три маленьких аята или один длинный. Например, тот, кто выучил три аята суры «Аль-Фатиха» и вступительный такбир, уже может совершать намаз, поскольку чтение остального является либо ваджибом, либо сунной. И это не составит много труда и времени.

 

А во время чтения ташаххуда ему достаточно молча выжидать время, за которое можно было бы его прочитать. Таким образом, уже можно начинать совершать намаз, однако необходимо будет в последующем выучить то, что является ваджибом в намазе. 
 

 

2. Может ли в человека вселиться душа его отца? Если да, то что делать?

Нет, души не вселяются в других людей, человек просто может перенять характер и качества другого человека, подобно тому, как сыну передаются определённые качества, черты характера его отца и т. п.

 

3. Можно ли женщине выщипывать волоски над верхней губой (усы)?

Выщипывать волосы на лице – запрещено. Женщинам дозволено лишь в том случае, если у них растут борода или усы. Имам ан-Навави и многие учёные считают это даже желательным. Некоторые учёные добавляют, что для удаления подобных волос нужно разрешение мужа, если женщина замужем. («Аль-Фикх уль-Ислямийю ва адиллятух»)

 

4. Каково решение по поводу добавления «Бисмиллях» («Бисмилляхи ррахмани ррахим») перед дополнительной сурой в намазе?

Чтение «Бисмиллях» перед добавочной сурой, по единогласному мнению учёных ханафитского мазхаба, является разрешённым и нет в этом нежелательности (карахата). Но является ли это сунной? Некоторые учёные считают, что является, другие же – что нет.

 

В книгах «Аз-Захира» и «Аль-Муджтаба» ясно сказано, что если прочитать «Бисмиллях» перед добавочной сурой, читаемой про себя или вслух, то это будет хорошим делом, по мнению Абу Ханифы. С ним согласились и аль-Камаль ибн аль-Хумам и его ученик аль-Халяби, так как есть мнение некоторых учёных, что «Бисмиллях» является частью каждой суры. Так сказано в книге «Аль-Бахр». («Радд уль-Мухтар»)

 

5. Если человек намеренно не совершает намаз, то есть он знает, что его надо совершать, ему напоминают об этом, но он всё равно не делает, впадает ли он в неверие? Не отрицает, что его нужно делать, но когда приходит время совершить, то находит тысячу причин: хочет спать, занят, забыл, некогда и т. п.

Если человек не совершает намаз, но и не отрицает обязательности его выполнения, то он грешник, ему нужно покаяться и начать совершать намаз. Если же человек отрицает обязательность совершения намаза, то он впадает в неверие, так как если сделать дозволенное запретным или запретное дозволенным, то это приводит к неверию. А намаз Всевышний повелевает совершать во многих аятах Корана. 

 

6. Является ли наджасой (нечистотой) сгусток крови, который остаётся между костями после забоя животного?

Кровь, оставшаяся в мясе и венах забитого по Шариату животного, не является наджасой. («Марак аль-Фалях»)

 

7. Разрешено ли по ханафитскому мазхабу есть угря и сома?

По ханафитскому мазхабу из животных, обитающих в воде, дозволяется употреблять только рыбу. Рыбу можно употреблять вне зависимости от того, имеет она чешую или нет.
Поскольку угорь – рыба, то есть его дозволено. Об этом написано в книге «Любаб фи шарх иль-Китаб». Такое же решение и в отношении сома.
 

 

8. Можно ли выражать соболезнование родственникам-христианам и в какой форме?

Да, словами: «Примите мои соболезнования».

 

9. Некоторые люди режут новорождённых ягнят, чтобы из их шкур изготовить папахи, или же режут беременную овцу, а затем достают плод и делают папахи из его шкуры. Разрешено ли это?

Резать новорождённого ягнёнка и из его шкуры изготавливать папахи не запрещено. 
А что касается закалывания беременной овцы, которая близка к родам, то, согласно мнению имама Абу Ханифы, это является нежелательным действием (макрух) по причине того, что приводит к напрасной гибели плода. То есть умерший ягнёнок будет считаться мертвечиной и его мясо будет недозволенным, так как закалывание матери не будет считаться закалыванием плода. («Ад-Дурр уль-Мухтар», «Аль-Фатава аль-Хиндия»)
 

 

10. В армии в сухпайке дают говяжью тушёнку, можно ли её есть? И как быть, когда такую тушёнку продаёт мусульманам мусульманин? Старые люди покупают её, потому что им жевать легко и можно быстро приготовить. На банке написано, что в составе – говядина. Разве не продавец в данном случае является ответственным за последствия? И будет ли он отвечать за это в Судный день?

Такую тушёнку есть нельзя, поскольку недостаточно, чтобы мясо было просто говяжьим. Для того чтобы она была дозволенной (халяльной), животное должно быть заколото по религиозным нормам. Мусульмане должны знать это, и ответственность они будут нести сами. Продавцу, конечно, придётся отвечать за то, что торговал недозволенным товаром, тем более если выдавал его за халяль.

Мухаммад-фарук Азимов