04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Биография имама Абу Ханифы

Большинство учёных-мухаддисов (изучающих хадисы) считают, что табиин – это тот, кто встречал сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, даже если не находился определённое время рядом с ними (сухбат). Это мнение подтверждают такие учёные, как ан-Навави и Ибн Салях.

Имам Абу Ханифа встречал многих сподвижников, живших в Куфе, и по этой причине является табиином, чего не удостоились его современники, такие учёные, как Авзаи в Шаме (территория, в которую сегодня входят Кипр, Ливан, Сирия, земли Палестины, Иордания, Израиль, часть Южной Турции), Хаммадайни в Басре (город на юго-востоке Ирака), Саври в Куфе (город в Ираке), Малик в Медине и Ляйс бин Саад в Мисре (Египет). 


Итак, Абу Ханифа является одним из табиинов, про которых сказано в Священном Коране (смысл): «И первые из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и те, кто искренне последовал за ними (и те, кто будет следовать по их пути вплоть до Конца Света), – они те, кем доволен Аллах ﷻ. Они также довольны Аллахом ﷻ. Он приготовил для них райские сады, под которыми текут реки. Они останутся там навечно. Это – великий успех» (сура «Ат-Тавба», аят 100).


Ещё одним достоинством имама является то, что он встретился с одним из величайших сподвижников Посланника Аллаха ﷺ – Анасом бин Маликом رضي الله عنه. Мухаммад Захид Кавсари в книге «Танииб уль-Хатыб» упоминает учёных, которые подтверждают факт встречи имама Абу Ханифы со сподвижником Анасом رضي الله عنه. Это Ибн Саад, Дар уль-Кутни, Абу Нуайм, Ибну Абдиль Бар, Ибн Джавзи и многие другие. 


Имам Абу Машар Абдуль Карим составил джуз (краткую книгу) о том, что передал Абу Ханифа от сподвижников, и упомянул в ней слова самого имама: «Я встретил семерых сподвижников Посланника Аллаха ﷺ. Из них шестеро мужчин и одна женщина: Анас бин Малик, Абдулла бин Джуз Аззабидий, Джабир бин Абдулла, Макаль бин Ясар, Василя бин Аска, Аиша бинт Аджрад, Абдулла бин Убай. 


Также он повстречал множество других сподвижников, в числе которых – последний сподвижник, живший на земле, – Абу Туфайль Амир бин Василя, который умер в 102 году хиджры (исламское летоисчисление, начало приходится на 16 июля 622 г. н. э., дату переселения Пророка Мухаммада ﷺ и первых мусульман из Мекки в Медину). 


Имамы ханафитского мазхаба согласны с тем, что Абу Ханифа встречал сподвижников, но разошлись во мнении, со сколькими и передал ли он что-либо от них.


Так, встречу Абу Ханифы со сподвижником Джабиром رضي الله عنه посчитали невозможной по причине того, что тот умер в 79-м году хиджры, а имам родился в 80-м году. Также разногласия существуют по поводу встречи со сподвижником Макалем رضي الله عنه, так как известно, что он умер во времена правления Муавии رضي الله عنه, а это 60-й год хиджры. 
Передавал ли имам Абу Ханифа хадисы, также остаётся под вопросом. В книге «Аддурар уль-Мунзам» приводятся хадисы, переданные Абу Ханифой, но все они недостаточно достоверны. 


Сами хадисоведы утверждают, что имам не слышал хадисов от сподвижников. И в доказательство приводят тот факт, что авторитетные учёные, обучавшиеся у имама, такие  как Абу Юсуф, Мухаммад, Ибн Мубарак и другие, ничего не передали от него. И если бы они действительно владели хадисами, услышанными от сподвижника, то непременно передали бы их. 


Другие считают, что в начале своей жизни, пока учёный Шаби не направил его на приобретение знаний,  Абу Ханифе приходилось зарабатывать себе на жизнь, поэтому он и не мог передать хадисы от сподвижников. 

 

Учителя и ученики Абу Ханифы

Количество учителей имама поистине огромно. Абу Хафс упомянул цифру в четыре тысячи, но другие учёные считают, что четыре тысячи учителей у имама было только среди табиинов, не говоря уже об остальных. Составлены целые книги, в которых перечисляются имена и биографии этих учёных в алфавитном порядке, такие как книга «Джавахир уль-Мудия». 


Количество учеников, обучившихся у него, также достигает четырёх тысяч человек, которые являются имамами мусульман. И это совсем не удивительно, ведь мы говорим о человеке, который застал сподвижников самого Пророка ﷺ, был максимально близок ко времени пророчества и величайшим табиинам. Отрицать этот факт будет только невежда, упорствующий в своем незнании. Мы просим защиты от этого у Прощающего и Милосердного. 


Сорок учеников имама достигли особых успехов – они достигли в познаниях степени иджтихада. Абу Карама рассказывал, что когда они были у Вакиа бин Джараха, то один из присутствовавших сказал: «Ошибся Абу Ханифа». Вакиа возмутился: «Как может ошибиться человек, с которым находятся Абу Юсуф, Мухаммад, Зуфар в юриспруденции! Такие как Яхья бин Зайд, Хафс бин Гияс, Хаббан, Мандаль ибн Али с их знанием хадисов! Касим бин Маан с его познаниями в грамматике арабского языка!

 

Давуд Таи, Фузайл бин Ияз со своей отрешённостью и богобоязненностью! Такие как Абдулла бин Мубарак со своими познаниями в тафсире, хадисах и истории! Как может ошибиться человек, который проводит своё время среди таких людей, как эти славные муджтахиды! Все они восхваляли имама Абу Ханифу, потому как, кто бы из них ни ошибался, он возвращал его к правильному решению. И тот, кто противоречит ему, подобен животному, он даже в худшем положении, чем животное». 


Одно ясно точно: ни у одного учёного этой уммы не было больше последователей, чем у Абу Ханифы. Он имам имамов и свет этой уммы и первый, кто составил и упорядочил шариатские знания. 
Что касается тех, кто перенял у него хадисы и религиозные нормы (фикх), то сосчитать их количество невозможно.

 

Поэтому говорят, что не получили учёные и простые люди пользы подобной той, которую они получили от Абу Ханифы и его учеников в толковании неясных хадисов, в тонкостях сложных вопросов и в остальных решениях. Количество тех, кто перенял от него хадисы, равно 900 учёным, которые являются имамами мусульман. Среди них такие учёные, как Ибрагим бин Тухман и другие. 


Да одарит Всевышний общину Пророка ﷺ благодатью этого великого имама и его праведных последователей. Аминь.

Ахмад Ибрагимов