04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Победи своё эго (нафс)

Первая часть: Скрытое многобожие. Служим ли мы своим страстям. Склонность человека к самодовольству. Незнание своего эго. Явные признаки присутствия эго (нафса). Человеческие слабости. Тяга к славе. Чем чревато, или опасность самомнения

ГЛАВА ПЕРВАЯ. 


Скрытое многобожие

Самая большая опасность скрытого многобожия заключается в том, что человек ставит себя выше других, его эго поражено самомнением, самонадеянностью и самовосхищением (ужб, или ужбу). А выражается оно в том, что все блага, которые Аллах ﷻ даровал человеку, тот считает своей личной заслугой и достоинством, будь это какие-то способности или таланты, успех или благополучие.

 

Постепенно в человеке укореняется убеждённость в том, что обладателем всех благ является он сам, а не Бог. В своей исключительной особенности человек забывает или не считает необходимым признать божественный промысел и принять блага как Божественную милость, снизошедшую на него. Такое самомнение человека, которое отличает его от других (вызванное любым благом, которого нет у других), может привести его к скрытому многобожию. Тем более если человек убеждён в своей исключительности – значит, он впал в скрытое многобожие.

 

Учёные назвали такой вид самомнения (ужба) ширком нафса. И если привести примеры, их предостаточно в нашей жизни. Самое малое из них – способный ученик. Если Аллах ﷻ одарил какого-либо ученика способностью быстрого запоминания и память у него хорошая, но вместе с тем если ученик думает, что именно он (сам) является обладателем такой феноменальной памяти, что именно он достоин восхищения, то это может привести его к скрытому многобожию. 


Может впасть в скрытое многобожие и женщина, мастерски владеющая ведением хозяйства, готовкой и т.д., если она думает, что достигла такого мастерства собственным умением, тогда как Всевышний одарил её этим. 
Такое же положение и у педагога, имеющего большой опыт работы с детьми или особый педагогический дар. Если он самонадеян, полагает, что у него дар педагога и уроки исключительны, и такое мастерство – его личная заслуга, что это он сам добился такого результата, такой педагог непременно тоже впадает в скрытое многобожие. 


Этим же недугом может быть поражён и учёный-богослов, который призывает людей к истине. Если он убеждён в исключительности своих знаний и умений призыва, уверен, что его красноречие способно доходить до самого сердца слушателей благодаря его безупречности и таланту, то такой богослов тоже поражён этой же болезнью. 

 

Любая специальность (мастерство, умение, навык), любой достаток, всякое благо, которого нет у других, а у человека имеется, при этом если он думает, что достиг такого результата благодаря собственным усилиям, а не Всевышний одарил его, – всё это может стать причиной того, что такой человек тоже попадает в ряды возгордившихся и возвысившихся.

 

Говоря коротко, всё, что есть в человеке отличительного и исключительного (любое благо), чего нет у других, если в этом человек видит своё превосходство перед другими, не считаясь с тем (или забывая), что Всевышний одарил его этим благом, – это может стать причиной того, что такого человека поразит болезнь ужб – самовосхищение, самомнение. 

 

Однажды Хасан аль-Басри увидел Фаркади Сабахи, одетого в шерстяную одежду. Призывая его, он сказал: «О Фаркади, может, ты думаешь, что этой одеждой ты превосходишь других?» 
Говоря об ужбу, Ибну Мубарак разъяснил: «Ужб – это когда человек думает, что он является обладателем какого-то блага, чего нет у других». 


Чувство превосходства, собственной исключительности является «жемчужиной из жемчужин» сердцевины ужбы (самомнения). Например, у нас могут быть какие-то блага, которых другие люди лишены, будь это имущество, деньги, дети, вещи, способности – всё что угодно.

 

И вы можете спросить: «Как же у меня их нет, если в действительности у меня имеются и дети, и деньги, и способности, и талант и т.д., а у того, другого (с кем сравниваете), этого нет?» Ответ будет: «Да, вы правы. У вас могут быть любые блага. Однако вопрос в том, кто является действительным хозяином этих благоденствий». По этому поводу Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Аллаху ﷻ принадлежит вся власть над небесами и землёй, и над всем, что (находится) между ними, и Он способен на всякую вещь» («Аль-Маида», аят 120).

 

Обладателем же всех человеческих благ, будь это малое или великое, является Всевеликий Господь – Аллах ﷻ. И всё, что находится между небом и землёй, вплоть до мельчайшей частицы (мискалу-зарра), что дано человеку во временное пользование, находится во власти Всевышнего Аллаха.

 

В Священном Коране, в аяте 22 суры «Ас-Саба», Аллах ﷻ говорит (смысл): «Скажи (О Мухаммад, этим многобожникам), призовите тех, о которых вы утверждали, что они достойны поклонения, наряду с Аллахом ﷻ! (Пусть они помогут в том, в чём вы нуждаетесь, и защищают, от чего защита нужна.) Они (те, которых вы взяли за богов) не владеют даже весом пылинки на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них (никакого соучастия). Нет у Него среди них (среди ваших божеств) помощников. Аллах ﷻ не нуждается ни в чьей помощи».

 

Если кто-либо из нас уверится, что не Всевышний, а он (т.е. сам человек) является обладателем имущества или блага, которое имеется у него, и возгордится этим, значит, он из числа восхищающихся, ставящих себя выше других. Ведь Всевышний в суре «Аль-Касас», аяте 78, сказал (смысл): «(Он, Карун, сказал:) Всё это даровано мне благодаря моему усердию и знаниям, которым я обладаю (Если бы Он (Всевышний) не знал о моих достоинствах, то Он не дал бы мне всего этого)». Это было сказано после того, как Каруна наставляли его соплеменники, он же в ответ возгордился, не принял их наставления и ответил им подобным образом. Неужели он не знал, что до него Аллах ﷻ погубил целые поколения, которые превосходили Каруна своей мощью и накоплениями?


Согласно разъяснению Ибну Мубарака, мы понимаем, что любое чувство превосходства, восхищение своими благами, когда мы считаем хозяевами этих благ себя, а не Всевышнего, Который наделил нас ими, является проявлением ужб (самодовольства). 


Также проявлением ужбу является довольство своим нафсом, когда восхваляешь себя, гордишься каким-либо деянием или благом, проявляешь высокомерие и предаёшь забвению всё то, чем наделил нас Аллах ﷻ, полагая, что мы это заслужили и мы являемся хозяевами благ, которыми нас Господь наделил. Хозяином же всего, что у нас имеется, является Он сам – Владыка вселенной.


Аль-Мухасиби сказал: «Ужб (самодовольство, самонадеянность) – это то, когда ты гордишься (бахвалишься) своими действиями и поступками (благами), умениями и навыками, позабыв о том, что хозяином всех этих благ является твой Создатель. Это Он одарил тебя всем». Подтверждением может послужить и высказывание имама аль-Газали. В своей книге «Ихя улумиддин» он пишет: «Ужб – это когда ты видишь в своих благах превосходство над другими, надеешься на них (на свои способности), позабыв о том, что оно исходит от Аллаха ﷻ».


Однажды у Рияху Кайси спросили: «О Абу Мухаджир, что более всего уничтожает добрые дела, совершаемые человеком?» Он ответил: «Небрежность к благам, потакание страстям (восхваление нафса)».
Когда ужбу входит в сердце человека, то раскачивает его изнутри, постепенно увеличивая любовь к самодовольству, самовосхвалению.

 

И те хорошие деяния, которые человек совершает, в его объективе увеличиваются многократно. К примеру, довольный своим нафсом, ты говоришь: «Я сильный, я могучий, я проявил величайшее терпение, я смог это сделать, то совершить, я понял то, что другие не понимали» и т.д. Или же ты радуешься и говоришь: «Я такой молодец, садака (милостыню) раздал, в такой знойный день пост держал» и пр.

 

Подобной самонадеянностью ты восхищаешься благими делами, как будто ты сам (собственными усилиями) это совершал, позабыв о том, что Всемогущий Господь способствовал этому. Это ведь Он даёт такую возможность людям. Но об этом мы забываем. И, забывая о могуществе Господа, радуемся силе своего нафса (эго), который способен совершить что-то только по воле Всевышнего. 


Невероятно, многие из нас думают, что болезнью самодовольства, чувством превосходства над другими страдают только богатые и состоятельные люди или же руководители и начальники, но только не мы. Да, в этом есть определённая доля правды, потому как они чаще всего и больше подвержены этому, чем остальные. Но это не означает, что мы – обычные люди – защищены от этой болезни и сохранены от прихотей нафса. Совершенно нет. 

(Продолжение следует.)

Мухаммад-хаджи Казимагомедов

Перевод Халимат Магомедовой