04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

О важности образования

Первым словом Господа нашей общины в Его Откровении – Коране – было «Читай!». Всевышний Аллах говорит (смысл): «Читай с именем твоего Господа, который сотворил (всё сущее). Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – самый щедрый. Он научил (человека писать) пером. Научил человека тому, чего тот не знал» (сура «Аль-Аляк», аяты 1–5).

Всевышний Господь сотворил человека без каких-либо знаний, но наделил его органами чувств: слухом, зрением и т. д., а главное – разумом, посредством которого мы можем познать окружающий мир, приумножить свои знания, а с увеличением знаний увеличивается достоинство человека и его степень перед остальными. 
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Аллах ﷻ вывел вас из утробы ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он дал вам слух, зрение и сердце, чтобы вы (поняв величие благ, которыми были удостоены) были благодарны (Творцу, уверовав в Него и подчинившись Его повелению)» (сура «Ан-Нахль», аят 78). 


Указывая на превосходство обладателей знаний, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «…Скажи, разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?! Поистине, принимают наставления лишь обладатели разума» (сура «Аз-Зумар», аят 9).


Посланник Аллаха ﷺ, говоря об обязательности приобретения знаний, сказал: «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа).


Знания, которые необходимо приобрести, делятся на две категории:


1. Фарзу ль-айн (индивидуальная обязанность) 


 Это знания, которые необходимо приобрести каждому человеку, – такие как познание существования Господа, Его обязательных атрибутов (сифаты), знание того, что невозможно по отношению к Богу, познание качеств, которые обязательны, недопустимы и возможны по отношению к пророкам, знание того, что вменил в обязанность Господь, – это намаз, пост, закят и т. д. Человек должен стремиться к этим знаниям и обучать им свою семью, вложить их в умы своих детей как можно раньше, дабы они укоренилось в их сердцах. А отсутствие таких знаний приведёт к плохому исходу. 


Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Защитите себя и свои семьи от Огня, топливом для которого станут люди и камни. Управляют им (Адом) ангелы, жестокие и суровые. Они не ослушаются повелений Аллаха ﷻ и делают только то, что им приказано» (сура «Ат-Тахрим», аят 6).


2. Фарзу ль-кифая (коллективная обязанность)


Достаточно, чтобы такими знаниями обладали лишь некоторые представители общества, но если таковых не имеется, то всё общество впадает в грех. К ним относятся углубленное знание шариатских наук, вероубеждение (акыда), толкование Корана (тафсир), знание преданий о словах и действиях Пророка ﷺ (хадис), исламская юриспруденция (фикх) и другие.

 

Это и светские науки, от которых зависит поддержание жизни, здоровья общества и его процветание, такие как медицина (тибб), экономика (иктисад), математика (хисаб) и другие. Многие мусульманские учёные добились больших результатов, внесли большой вклад и сделали важные открытия в светских науках. 


С основами этих наук мы начинаем знакомиться начиная со школьной скамьи. Наш мир сегодня проживает нелёгкие времена, многие учебные заведения продолжают вести уроки в дистанционном формате. Поэтому хотелось бы попросить родителей обратить внимание, как проходит учёба их детей, следить, выполняют ли они домашние задания, так как дома многие школьники чувствуют себя расслабленными и с неохотой выполняют их, что может стать существенным пробелом в образовании в будущем. 


Приобретённые полезные знания и переданные другим будут приносить пользу передавшему как при жизни, так и после неё.


От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху ﷻ с мольбами за него» (аль-Бухари). 


Родители же получат награду за то, что указали на благое, ибо Пророк ﷺ сказал: «Указавший на благое подобен совершившему его» (ат-Тирмизи).

Абдулла Абдулкеримов