03 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.08.2019 (по Шафии)

1. Каким образом женщина должна соблюдать траур после смерти мужа? 2. Можно ли слепому человеку, имеющему возможность нанять проводника за деньги, уполномочить другого совершить за него хадж или умру (малый хадж)? 3. Является ли грехом шить одежду, не соответствующую нормам религии, к примеру кофту без рукавов, юбку до колен и т.п.? Можно ли продавать подобную одежду? 4. Слышала, что при стирке достаточно сполоснуть одежду три раза. Бывает, что из-за сомнений в чистоте, поскольку чувствую некоторый запах, споласкиваю и четыре раза. Считается ли это исрафом (расточительством)? 5. В нашем селе есть старое кладбище. Свободных мест для новых могил уже не осталось: где бы люди ни вырыли землю, непременно там находят кости от прежних захоронений. Можно ли хоронить человека в могиле, в которой обнаружены не до конца истлевшие кости? 6. Я повредил кирпичом ноготь, и он наполовину отошёл. Должна ли в этом случае вода попасть под него при совершении большого или малого омовения?

1. Каким образом женщина должна соблюдать траур после смерти мужа?

Женщина, у которой умер муж, обязана в течение четырёх месяцев и десяти дней находиться в трауре. То есть отказаться от наведения какой-либо красоты, которая может привлечь к ней внимание, будь то дома или на улице. Ей запрещается надевать яркую одежду, даже если эта одежда из грубой ткани с вышитыми на ней красивыми узорами.


Запрещено умащивать волосы маслами с душистым запахом или без, наносить макияж, сурьму на глаза, кроме как в лечебных целях (в этом случае сурьму наносят ночью, а днём стирают, если это не вредит), пользоваться благовониями и даже употреблять продукты, которые могут оставить ароматный запах. То есть запрещено всё, что может вызывать к ней интерес у противоположного пола. 


Запрещается надевать украшения и драгоценности, что бы это ни было: серьги, кольца, браслеты, изготовленные из слоновой кости или другого материала (даже из пластмассы), если это считается украшением в той местности, где она проживает.


Если это беда (потеря мужа) настигнет её в момент, когда она пребывает в таком виде (в наряде, умащенная благовониями и т.п.), то необходимо смыть с себя все благовония, масла, макияж и переодеться в скромную одежду. («Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

2. Можно ли слепому человеку, имеющему возможность нанять проводника за деньги, уполномочить другого совершить за него хадж или умру (малый хадж)?

Слепому человеку нельзя уполномочивать другого совершить за себя хадж или умру, так как он сам может совершить все обряды паломничества, наняв для этого проводника. («Тухфат аль-Мухтадж»)

 

3. Является ли грехом шить одежду, не соответствующую нормам религии, к примеру кофту без рукавов, юбку до колен и т.п.? Можно ли продавать подобную одежду?

Если портной знает или допускает, что тот, кому он шьёт подобную одежду, будет надевать её в недозволенном месте, то шить и продавать такую одежду этому человеку запрещено (харам). 
Если же портной сомневается или отдалённо предполагает об этом, то тогда ему нежелательно шить и продавать подобную одежду.

 

Аргументация:

Имам Закарийя аль-Ансари в своей книге «Фатх аль-Ваххаб» пишет: «К запрещённым видам торговли, которые по Шариату действительны (однако они запрещены и греховны), относится продажа фиников, равно как и винограда, тем, кто будет готовить из них опьяняющие напитки, если (продавец) знает или допускает это.
Если же продавец лишь сомневается или отдалённо предполагает подобное, тогда совершать такую сделку нежелательно. Причина запрета или нежелательности заключается в том, что такая торговля способствует непременному либо вполне предполагаемому совершению греха (в случае сомнений или отдалённого предположения)».
 

 

4. Слышала, что при стирке достаточно сполоснуть одежду три раза. Бывает, что из-за сомнений в чистоте, поскольку чувствую некоторый запах, споласкиваю и четыре раза. Считается ли это исрафом (расточительством)? 

Известный учёный аль-Малибари в своей книге «Фатх аль-Муин» пишет: «То, что испачкалось нечистотой, очищается посредством мытья, устраняющего вкус, цвет и запах нечистоты. И если (после такого мытья) остаются цвет или запах нечистоты, которые трудно удалить, то это не вредит, даже если это «тяжёлая» нечистота (свиньи или собаки). Если же останется одновременно цвет и запах, то это место не будет считаться чистым».


Известный учёный ад-Димьяти в книге «Ианат ат-Талибин», комментируя вышеприведённые слова «…которые трудно удалить…», пишет: «Упомянутые трудновыводимые цвет и запах считаются таковыми, если после мытья покрашенной одежды вода, стекающая с неё, станет прозрачной, а цвет краски или запах вина останутся ввиду их стойкости». 


Далее он говорит: «…Критерием трудности удаления свойств нечистоты является стойкость её свойств после троекратного стирания водой. Если после троекратного мытья водой одно из свойств остаётся, это место считается чистым. Даже если после подобного очищения была возможность удалить все оставшиеся признаки, то это делать необязательно, так как место уже считается чистым». 
 

 

5. В нашем селе есть старое кладбище. Свободных мест для новых могил уже не осталось: где бы люди ни вырыли землю, непременно там находят кости от прежних захоронений. Можно ли хоронить человека в могиле, в которой обнаружены не до конца истлевшие кости? 

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Запрещено хоронить умершего в могиле другого человека (даже если они одного пола) до полного разложения первого покойного, кроме его копчиковой кости, так как она не истлевает. Но поскольку разглядеть эту копчиковую кость невозможно, то богословы (факихи) не стали оговаривать это, сказав «…до полного разложения».


«Вопрос, связанный с тем, за какой период происходит полное разложение в местных почвах, находится в компетенции соответствующих специалистов».


«Если обнаружат кости до того, как полностью выроют могилу, то необходимо её зарыть, в случае если нет крайней нужды, к примеру нет другого места. Если же кости обнаружатся после того, как могила будет уже полностью вырыта, то их необходимо убрать в сторонку и захоронить покойного в этой могиле».


Имам аш-Ширвани, комментируя слова Ибн Хаджара «…до полного разложения», пишет: «Эти слова дают понять, что вскрывать могилу разрешается после полного разложения трупа. Запрещено вскрывать могилы (ни при каких обстоятельствах) известного алима или вали (приближённого раба Всевышнего)». («Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

6. Я повредил кирпичом ноготь, и он наполовину отошёл. Должна ли в этом случае вода попасть под него при совершении большого или малого омовения?

Если ноготь отошёл, то необходимо омыть обнажившуюся подногтевую область кожи. Однако если ноготь отделился частично так, что между ногтем и его основой образовалось пространство, то и в этом случае необходимо омыть наружную и внутреннюю его поверхности, а также кожу под ногтем, при этом достаточно допустить, что вода омыла все вышеперечисленные участки ногтя и кожи. 

 

Аргументация:

Аль-Малибари, известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, в книге «Фатх аль-Муин» пишет: «Второе из обязательных условий в ритуальном купании – обливание поверхности всего тела водой, включая ногти и то, что под ними».


Известный учёный ад-Димьяти в своих субкомментариях «Ианат ат-Талибин» пишет: «Слова «…включая ногти и то, что под ними…» означают наружную поверхность ногтей и наружную часть подногтевой области».