02 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Жизненный путь

Ещё каких-то 150–200 лет назад, а в ряде стран и регионов это актуально и сейчас, жизненный путь ребёнка в целом был предрешён семьёй, в которой он родился, кастой, социальным положением и т. п. Социальные лифты как таковые ещё не были созданы, и пример Михайло Ломоносова был фактически единичным – от ребёнка тогда требовались не только недюжинный ум и способности, но и крайняя твёрдость характера и упорство в достижении поставленной цели.

В связи с этим жизнь детей и подростков была намного проще, хотя и нельзя сказать – лучше. С раннего возраста ребёнок знал, где он проживёт оставшуюся жизнь, кем будет работать и какую профессию освоит, возможно – на ком женится или за кого выйдет замуж, за редким исключением. 


Нельзя сказать, что безальтернативность однозначно плоха (мы можем наблюдать это на примере видных династий купцов, учёных, ремесленников, военных, дипломатов, врачей и т. п.), однако проблемы возникали в том случае, если способности ребёнка резко отличались от потребности, что зачастую могло приводить к нарушениям психики, вплоть до попыток суицида. Однако в среднем определённость жизненного пути была относительным благом, и подростку не приходилось задумываться и беспомощно барахтаться в море неопределённости. 


В настоящее время в западных странах и в России, а частично уже и в мусульманских странах и регионах сословные условности во многом преодолены, и подростку открывается множество путей взрослой жизни вне зависимости от рода занятий его предков. Конечно, ограничения всё равно есть – финансовое состояние или способности самого ребёнка, но, тем не менее, выбор вероятных жизненных путей для него остаётся.

 

Поэтому неудивителен тот факт, что уровень тревожности и депрессии у современной молодёжи весьма высок – ведь из множества альтернатив нужно выбрать только одну, ту, которая максимально подойдёт тебе. А в большинстве случаев молодёжь 13–18 лет мало представляет, чего именно хочет в жизни. 


В настоящее время только 20 % подростков в возрасте 13–18 лет чётко понимают, куда именно хотят поступить, чего ждут от жизни и почему. Большая часть опрошенных (почти 60 %) хотели бы заняться чем-то полезным, но у них нет реалистичных планов. Остальные вообще никаких устремлений не выражают и в некоторых случаях заявляют, что не видят в этом никакого смысла.


В этой ситуации могли бы помочь родители, учителя или иные наставники, но и у них не всегда это получается сделать эффективно или просто хорошо. Зачастую, вместо того чтобы помочь ребёнку сделать выбор или определиться со своими приоритетами, родители сводят весь диалог к простому: нужно работать там, где наиболее высокая зарплата, чтобы денег на всё хватало.


Поэтому вместо обычного вопроса взрослых, которые всегда задают его детям: «кем ты хочешь стать?», гораздо лучше спросить: «каким человеком ты хочешь стать?». Ведь именно такой вопрос позволяет гораздо лучше развить идентичность ребёнка, дать ему толчок для поиска себя, своего места и своего дела в этом мире, почувствовать удовлетворение от жизни. 


Таким образом, воспитывая современных детей и подростков, нужно стараться не воплощать в них свои желания и мечты, даже если эта мечта относится к религии, – не всем дано быть хафизом (знатоком Корана) или богословом, так уж устроен мир, – а постараться сформировать у ребёнка его личные мечты, подкреплённые его же способностями; понятно, что при этом не стоит упускать и развитие его веры. 


Итак, воспитание современного подрастающего поколения является довольно сложной задачей. Но нет ничего неразрешимого для ответственных родителей, обладающих как светскими, так и религиозными знаниями. 


Фатима Манзур