02 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Абу Ханифа: начало его пути к изучению знаний

Имам имамов, светоч уммы (общины) Пророка ﷺ, предводитель факихов (учёных – знатоков права) имам Абу Ханифа являлся уважаемым муджтахидом (обладателем такого уровня знаний, когда человек имеет право самостоятельно извлекать знания из Корана и хадисов Пророка ﷺ), мухаддисом (специалистом по хадисам) и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным человеком.

Огромное количество мухаддисов, а также учёных ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. 
Имам Абу Ханифа – единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам аль-А’зам» (величайший из имамов). 


Он родился в эпоху сахабов (сподвижников Пророка ﷺ), в 80-м году по хиджре (исламское летоисчисление) в городе Куфа (Ирак), который в то время был мощнейшим центром исламской науки. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, среди которых были Абдулла ибн Мас’уд رضي الله عنه и Абу Хурайра رضي الله عنه.


Имам Абу Ханифа входит в число табиинов (тех, кто непосредственно встретился со сподвижниками Пророка ﷺv), и это единогласно признанный факт. В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, с которыми встретился имам. Сахиб-Икмаль передаёт, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.


Начальные исламские знания имам Абу Ханифа приобрёл ещё в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии он продолжил семейное дело, занимаясь торговлей.


Сам Всевышний предопределил ему встречу с имамом Ша’би (учёным-хадисоведом). Тот, в свою очередь, побудил его к приобретению знаний, к посещению маджлисов (собраний) учёных, так как рассмотрел в нём внимательность и богобоязненность. После разговоров с Ша’би Абу Ханифа оставил торговлю и взялся за приобретение знаний. 


Взор имама пал на науку калям (наука о вероубеждении). В этой науке он достиг больших высот, и на него указывали как на величайшего знатока в своём деле. После он предался научным дискуссиям, провёл в спорах с нововведенцами некоторое время и взял верх над многими из них. С этой целью (участия в научных дискуссиях) Абу Ханифа приезжал в Басру, так как большинство этих сект находились именно там. Бывало, что он оставался там на год и даже больше, отстаивая истину. По некоторым источникам, он побывал в Басре с этой целью больше 20 раз. 


Но позже он понял, что сподвижники и табиины не вели себя подобным образом и не углублялись в науку калям, притом что они были самыми достойными из живущих на земле и имели больше возможностей для занятия этой наукой. Больше внимания уделялось обучению людей, нежели спорам, поэтому они порицали споры. Это произвело на имама сильное впечатление. 


Так Абу Ханифа стал больше времени проводить на уроках приобретения знаний учёного (правоведа) Хаммада. Имам запоминал всё, что говорил учитель, и сидел рядом с ним на протяжении 10 лет. 
В один из ночей имам зашёл в мечеть с решимостью попросить разрешения самостоятельно вести уроки приобретения знаний, но, увидев своего учителя, не смог совершить задуманное. Спустя некоторое время пришло известие о кончине близкого к учителю человека, у которого не было наследников, и по этой причине Хаммаду пришлось уехать; имам замещал его на уроках в течение двух месяцев. 


По прибытию Хаммада имам показал тому вопросы, заданные ему в его отсутствие, – их было 60, – и попросил учителя ответить на них. После того как Хаммад ответил на все эти вопросы, имам показал ему свои ответы, и оказалось, что Абу Ханифа ответил правильно лишь на 40 из них. Тогда имам решил, что не отделится от своего учителя до самой его смерти. 
 

Ахмад Ибрагимов