03 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Почему мольба не принимается?

Слово «дуа» переводится с арабского языка как «мольба, просьба, молитва». Но прежде чем просить о чём-либо Всевышнего, нужно осознать суть просьбы и правильно сформулировать её.

В Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Станете ли вы говорить (о чём-либо) тайно или вслух – поистине, Он (Господь) ведает обо всём, что внутри (вас). Как может этого не знать Тот, Кто сотворил (вас), ведь Он – Проявляющий доброту, Сведущий (обо всём)» (сура «Аль-Мульк», аяты 13–14). 


Всевышний знает о том, что происходит с Его рабом, знает того, кто просит, и то, о чём он просит. Человек должен просить Всевышнего так, как будто он просит, будучи на грани жизни и смерти, и понимать, что ему не к кому больше обратиться, кроме как к Аллаху ﷻ, – Отвечающему на мольбы.


Всевышний Аллах желает для Своего раба только блага, поэтому в том, что молитвы порой не сбываются, возможно, есть особый, недоступный человеческому пониманию смысл.


 Со слов Абу Саида رضي الله عنه сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Кто бы из верующих ни обратился ко Всевышнему Аллаху с мольбой, в которой не будет ничего греховного и которая не будет касаться разрыва родственных связей, Аллах ﷻ обязательно дарует ему одно из трёх: либо ответит на его мольбу уже в этом мире, либо сделает её запасом для него в мире вечном, либо избавит его от зла, равного (по величине) тому (о чём он просит)». Сподвижники спросили: «А если мы (будем просить) о большем?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Аллах ﷻ (может) ещё больше» (Ахмад, аль-Хаким).


Вместо слов «...либо избавит его от зла, равного (по величине) тому (о чём он просит)» в хадисе, приводимом ат-Табарани, приводятся такие слова: «...или простит ему за это совершённый ранее грех».


Дуа – мольба ко Всевышнему

Однажды к Ибрахиму ибн Адхаму, известному учёному и табиину, проходившему по базару города Басры, подошли люди и задали вопрос: «О Абу Исхак! Великий Аллах говорит в Коране, чтобы мы молились Ему, – и наши дуа примутся (смысл): «И ваш Господь сказал: “Обращайтесь ко Мне (с мольбами) – и Я отвечу вам…”» (сура «Гафир», аят 60). Мы читаем дуа, но Аллах ﷻ не отвечает на наши молитвы». На что Ибрахим ибн Адхам сказал: «Ваши сердца мертвы и запечатаны десятью вещами:


1. Вы признаёте Аллаха ﷻ, но не выполняете возложенного на вас обязательства быть Ему верными рабами.
2. Вы читаете Коран, но не живёте по законам Создателя.
3. Вы говорите, что любите Пророка ﷺ, но не следуете его Сунне.
4. Вы признаёте шайтана (сатану) своим злейшим врагом, но совершаете поступки, которые его радуют.
5. Вы говорите, что жаждете, чтобы Аллах ﷻ обрадовал вас Раем, но не стремитесь к нему, совершая соответствующие поступки.
6. Вы утверждаете, что боитесь Ада, но не спешите отдалиться от него, оставляя грехи и откладывая покаяние.
7. Вы знаете, что смерть неминуема, но не готовитесь к ней.
8. Вы выискиваете недостатки у других, но не замечаете недостатки собственной души.
9. Вы пользуетесь благами, которыми вас одарил Аллах ﷻ, но забываете искренне благодарить Его за них. 
10. Вы хороните своих близких, но это не заставляет вас задуматься.
Так как же ваши молитвы будут приняты?!»

 

Некоторые адабы (нормы этики) и причины, способствующие принятию дуа:
 

– проявление искренности и смиренности в мольбе ко Всевышнему;
– настойчивость в мольбе и твёрдая убеждённость в её принятии;
– признание в грехах и просьба об их прощении;
– признание благ, которыми Аллах ﷻ наделил нас, и воздаяние Ему хвалы и благодарности за них;
– возвращение людям всех долгов и выпрашивание у них прощения за нанесённые обиды;
– необходимо находиться в направлении Каабы, с воздетыми руками;
– одежда, еда и питьё просящего должны быть добыты дозволенным путём;
– необходимо совершать благое, избегать греховного и предостерегать других от дурного и запретного;
– обращаться с мольбой желательно в последнюю треть ночи;
– и сразу же после совершения обязательных повседневных пяти молитв;
– возносить мольбу можно между азаном и икаматом, во время дождя;
– во время питья воды зам-зам, а также во время совершения суджда (земного поклона);
– мольба верующего за своего брата (сестру) по вере в его отсутствие;
– мольба в день Арафа;
– мольба притеснённого о притеснителе;
– мольба родителей о детях, о хорошем или плохом;
– мольба путника, а также постящегося до тех пор, пока он не разговеется;
– мольба постящегося во время разговения, а также после омовения;
– мольба справедливого правителя;
– мольба праведного ребёнка о своих родителях.

Пусть Всевышний примет мольбы каждого из нас и вознаградит нас за это! Аминь.
 

Адиль Ибрагимов.