02 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Победи своё эго (нафс)

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Мы вознамерились написать этот труд для всех братьев и сестёр, желающих вступить на истинный путь познания Всевышнего Творца. Да сделает Аллах ﷻ его полезным и благодатным, прежде всего для меня самого, так же как для всех мусульман. Да поможет Аллах ﷻ очиститься от самодовольства и высокомерия.

Уважаемые браться и сёстры!

 

Давайте примем этот призыв как призыв Всевышнего к каждому из нас и попросим Его помощи в избавлении наших сердец от болезни ’ужбу (самолюбия и самодовольства), в очищении нафса (эго). Просим и молим, чтобы Всевышний Сам указал и направил наши сердца на путь истины, а когда наступит время перехода в мир иной, чтобы Он забрал нас в истинной вере, как чистых и покорных рабов Аллаха ﷻ, очищенными от всего наносного.


Бесспорно, чем крепче иман (вера) в сердце под воздействием полученных духовных знаний, тем легче человеку принять и прививать себе благой нрав. Ведь работа над укреплением имана является делом первостепенной важности, и мы обязаны уделять этому должное внимание. приобретая необходимые знания и навыки и проводя работу над очищением своего нафса. При этом одно дело – укрепить свой иман (веру), приобретая знания и очищая нафс, а другое дело – защитить и сберечь его от всякого рода пагубных действий, впоследствии приводящих к ослаблению и уничтожению нашей веры. 


Благой нрав – это то, над чем необходимо работать всю жизнь. Однако если человек удовлетворён духовным состоянием своего сердца (доволен нафсом), то это более всего уничтожает благие качества. Все хорошие деяния человека пропадают, как только его сердца коснётся болезнь под названием «самодовольство».

 

Болезнь ’ужбу – самодовольство, высокомерие, которое входит в сердце человека лукавой мерзостью, пожирает благой нрав человека вплоть до того, что может привести его к скрытому ширку (многобожию). А это значит, что как бы человек ни напрягал своё тело ибадатом (поклонением), как бы ни утруждал себя разными видами богослужения, если его сердце поражено самодовольством и гордыней, то эта болезнь сожрёт все его добрые деяния и благой нрав. Гордыня и самодовольство пожирают всё человеческое.


Велика опасность этой болезни. Доказательным аргументом её серьёзности служит хадис Пророка ﷺ, где он называет самодовольство (гордыню) в числе трёх губительных качеств человека: «К (опасным) губительным качествам человека относятся скупость, следование страстям и самодовольство (довольство своим эго)» (ат-Табарани, аль-Байхаки).


Поразительна способность самодовольства входить в сердце. Лукаво и вкрадчиво ’ужбу входит в человека и поражает его исподволь, ненавязчиво, но основательно. Эта болезнь может поразить как учёных, так и абидов (праведников), не исключая тех, кто призывает к единобожию. Поражает тех, кто владеет каким-либо мастерством, кто обладает качествами или способностями, отличающими его от других. Да и любой талантливый, успешный человек может оказаться заложником этой болезни. Существует много путей и возможностей для заражения человеческого эго (нафса). Стоит только оказаться заложником ’ужбу, как оно укрепляется и преумножается в сердце. 


’Ужбу (самодовольство, заносчивость, высокомерие) – такая болезнь, которую мы не имеем права оставлять без должного внимания. Это то, что мы должны диагностировать у себя, понять и осознать его сущность, принять тот факт, что мы поражены им, что необходимо бороться с его проявлениями, искоренять из сердца его следы. ’Ужбу – очень опасная, коварная, гибельная для человека духовная болезнь. У нас не должно быть сомнений по поводу того, что мы поражены этой болезнью (кто, в какой степени). Непременно мы должны чётко уяснить для себя, обратить особое внимание и понять, что мы не чисты от ’ужбу и с ним надо бороться постоянно. 

 

Почему так остро должен встать этот вопрос? 

Потому что самодовольство может погубить наши хорошие деяния и благой нрав. А это чревато гибелью в вечности. Ведь никто не хотел бы, чтобы его благие деяния были сожжены огнём тщеславия и гордыни, и в День Суда они пришли к Творцу пустыми.

 

По этому поводу нам передано достаточно грозное предупреждение от Посланника Аллаха ﷺ. В хадисе, переданном от Муслима, сказано: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце имеется хоть малая доля (мискалу зарра) гордыни (высокомерия)» (Муслим). В другом хадисе передано: «Тех же, кто гордится своим нафсом, записывают в число притеснителей, и несчастья, которые настигают их (притеснителей), настигают и горделивых» (ат-Тирмизи,).


Если в нас имеется хоть малая толика сомнений по поводу необходимости очищения своих сердец от болезни тщеславия и гордыни (от всяческого проявления самовосхваления), поразмыслите над образом жизни Пророка ﷺ, представьте и вспомните жизнь сподвижников, праведных предков, как они старались оберегать себя, какое большое внимание уделяли очищению сердец, как они принижали свой нафс (эго), усердствовали в поклонении и богослужении. Хорошенько поразмыслите над их поступками. 


Ибну Мубарак رضي الله عنه приводит слова Айши رضي الله عنها. Однажды, когда принесли еду Пророку ﷺ, он стал есть, сидя на глиняном полу. Айша رضي الله عنها сказала: «О Пророк Аллаха ﷺ, не будет ли тебе удобнее принимать пищу, если (хотя бы) прислонишься?» Пророк ﷺ прогнулся к земле, да так низко, что, казалось, его голова вот-вот коснётся земли. И в таком состоянии ответил Айше رضي الله عنها: «Я принимаю еду, как принимает её раб, я сажусь так, как принято садиться рабу. Я – раб». (ад-Дарукутни) 


В то время, когда это было сказано, в обществе строго соблюдались правила поведения раба и господина, и привычка преклоняться перед царями была безусловным делом. 


Некоего человека, когда он сел напротив Пророка ﷺ, начало трясти от переживаний. Видимо, он решил, что Пророк ﷺ – это такой же царь, как и другие прежние цари, жившие в его время. Пророк ﷺ спрашивает у него: «Отчего ты трясёшься? Успокойся, я не царь (не господин). Поистине, я всего лишь сын обычной курайшитки, которая ела засохшее мясо». (Ибну Мажах, аль-Хаким)


Однажды Абу Убайдат бин Джарах رضي الله عنه совершал молитву в коллективе будучи имамом. После того как завершили намаз, он обратился к джамаату и сказал: «Я никогда более не стану совершать намаз, будучи имамом, потому как за то время, пока мы совершали намаз, сатана мне внушал, что я лучше вас, достойнее вас, поэтому я стою перед вами имамом (предводителем)». 


Утбат бину Газван говорил: «Я прошу у Аллаха ﷻ защиты для себя. Прошу защиты от моего нафса, от такого самодовольства и честолюбия, которое унизило бы меня перед Всевышним». 


В аяте 21 суры «Ан-Нур» сказано (смысл): «О те, которые уверовали! Если бы не милость (благоволение) Аллаха ﷻ к вам, никто из вас и никогда не очистился бы (от скверны своих грехов). Однако Аллах ﷻ очищает того, кого пожелает. Аллах ﷻ – Слышащий, Знающий». По этому поводу аль-Куртуби разъяснил: «Подобное очищение от грехов (наставление) происходит не благодаря нашим деяниям, а только лишь по милости и с благоволения Всевышнего Аллаха».

(Продолжение следует.)

Мухаммад-хаджи Зияудинов

Перевод Халимат Магомедовой
 

Комментарии (1)

  • 22.08.2020
    Мощная статья! Срадостью буду ждать продолдения!