02 Мая
2024 года
поделиться
Категория:

Как вести себя начальнику?

Как новый начальник, я старался наладить неформальные, дружеские, личные отношения с каждым подчинённым. А в нашем коллективе большинство – женщины. Моя мягкая тактика дала обратный эффект. Сотрудники перестали слушаться, ругаешь – обижаются, женщины объединились в какие-то свои группировки, окажешь внимание одной – другие начинают дуться и саботировать работу. Как выбраться из этого хаоса? И. Курбанов, Москва

Ответ богослова:

Отношения с другими людьми занимают важное место в нашей жизни. Тому, кто хочет достичь высокой степени благочестия, следует поступать с другими так, как он хотел бы, чтобы поступали с ним. 
Посланник Аллаха t сказал: «Не уверует из вас никто (полной верой), пока не полюбит (не пожелает) для своего брата то, что любит (желает) для самого себя» (аль-Бухари, Муслим).


Поэтому, выстраивая свои взаимоотношения, человек в первую очередь должен руководствоваться этим принципом, искренне ради Создателя, не ожидая чего-либо взамен.
Однако доброе, мягкое отношение не должно стать причиной нарушения дисциплины в коллективе, ухудшения качества работы, потери уважения к руководителю.


Невозможно дать исчерпывающий ответ в вашем случае, не разобравшись в сути проблемы, личностных взаимоотношениях с каждым из ваших подчинённых. Но следует отметить, что важную роль играет соблюдение запретов в отношении с посторонними женщинами, даже если они коллеги по работе.


Это принцип запрета всякого общения, кроме как если оно преследует важные и законные цели, то есть происходит в рамках рабочей, профессиональной или учебной необходимости. И тут также следует учесть следующий запрет – это уединение посторонней женщины с посторонним мужчиной. 


Следующий аспект – это одежда женщины в коллективе, в кругу посторонних мужчин. Добропорядочная женщина должна одеваться женственно и скромно, закрывая все свои части тела, за исключением лица и кистей рук. Ведь статус женщины определяется не её внешней привлекательностью и активным участием в делах социума наравне с мужчиной, а благочестием, личными качествами и стремлением хранить свою веру, честь. 


Нарушение всех этих принципов непосредственно может стать причиной недоразумений, греховности и отсутствия благоприятной атмосферы в коллективе. 

 

Ответ психолога:

Описанная вами ситуация носит скорее закономерный, чем случайный характер. С подобной проблемой часто сталкиваются руководители, которые не имеют большого опыта в управленческой деятельности. Как правило, в любом коллективе имеется своя внутренняя психологическая структура, которая заметно отличается от формально прописанных норм и правил поведения. 


Вы допустили ошибку в том, что, налаживая неформальные взаимоотношения с коллективом, упустили ведение формальной стороны трудовой, рабочей деятельности. Как правило, начальник, который стремится быть слишком хорошим человеком для своих подчинённых, начинает понемногу терять авторитет и его слово утрачивает свою значимость и весомость.


Формат нашего общения не позволяет мне полностью раскрыть данную проблему и изложить вам хотя бы основы психологии управления. Но вы сами можете легко восполнить этот пробел, прочитав специальную литературу по теории и практике психологии управления. Единственное, на что обращу ваше внимание, – на тот простой факт, что при соблюдении рабочих моментов невозможно быть хорошим для всех. Всегда найдётся тот, кто будет недоволен вашим решением, и с этим нужно просто смириться. 


Если вы видите безответственность кого-либо из подчинённых, то вы должны сделать замечание. Но оно должно касаться лишь рабочей стороны и никоим образом не задевать личность. Если хотите сделать замечание, то начните с похвалы за то, что было сделано, и лишь затем укажите на недопустимость того или иного действия или бездействия.

 

Если ваш подчинённый – адекватный человек, то и реакция его будет такой же. А если вы видите, что кто-то демонстративно обижается и это вошло в привычку, то вам не стоит идти на поводу чужих чувств. Помните, что некоторые люди могут таким образом просто манипулировать вашими действиями и поведением. 


Постарайтесь в ближайшее время разделить рабочие и личные моменты и больше их не спутывать. Большинство подчинённых скоро примут это, и если с вашей стороны нет предвзятости во взаимоотношениях с отдельными людьми, то всё само собой наладится и вы легко научитесь совмещать в себе доброго человека и строгого руководителя. 
 

Свои истории и вопросы присылайте на нашу почту assalamweb@gmail.com

или на WhatsApp по номеру +7 928 530-59-70  с пометкой «Линия доверия».

на вопросы ответили психолог Алиасхаб Мурзаев  и богослов Адиль Ибрагимов