26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

40 лет в служении вере, истине и Отечеству

Интервью с Шейх-уль-Исламом, Верховным муфтием, Председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Сафа Таджуддином

– Уважаемый Талгат-хазрат, позвольте выразить вам наше почтение и признательность за возможность побеседовать и записать интервью. Перед тем как затронуть вашу деятельность на посту Муфтия, хотелось бы вспомнить годы вашей молодости. Вы родились в очень тяжёлое послевоенное время, когда обстоятельства вынуждали людей заниматься, по сути, вопросами выживания, отодвигая на второй план духовную сферу. Однако для вас духовность стала основой жизни и деятельности. Что послужило причиной такого выбора? 

– Назвать эти времена тяжёлыми мне сейчас трудно. Тяжёлыми они были для наших родителей, которые пережили войну. Моему отцу, правда, не довелось участвовать в боевых действиях, так как он был призван в последние месяцы войны и служил в самоходной артиллерии. А вот деду со стороны матери пришлось испить чашу солдата-артиллериста в полной мере. Был и в окружении, но избежал плена и вернулся с победой.
Годы были тяжёлыми и ранее, это годы репрессий и глобальных изменений в нашей стране, которые коснулись и нашей семьи. Мой дед со стороны отца был кузнецом в селении Сингели (в 50 км от Казани); хотя он принадлежал к трудовому классу, но тоже был репрессирован и вынужден покинуть родные места.
Однако, несмотря на все пережитые трудности довоенного времени и испытания войны, наши предки победили врага, и эта Великая победа над фашистским зверем дала народу огромное воодушевление. Этот победный дух буквально витал в воздухе, и он передался нам.

 


Духовность в те годы нисколько не была потеряна, ведь люди победили не столько из-за приверженности каким-то коммунистическим идеалам, сколько из-за духовности, любви к Отечеству.


Мой дед Абдулла на войне дал зарок, что если вернётся с фронта живой – возьмёт на воспитание сироту. Вернувшись домой, он исполнил своё обещание. Таких примеров праведности участников войны множество. Так, фронтовики городов Ишимбай (Республика Башкортостан) и Миасс (Челябинская область) напрямую обратились тогда к главе государства Сталину с просьбой построить мечеть.

 

Притом что за годы репрессий только по нашему Духовному управлению было разрушено 14 тысяч мечетей и десятки тысяч православных храмов и иудейских синагог по всей стране. И вот первые мечети появились в Миассе и Ишимбае. Они стоят до сих пор, и люди гордятся ими, гордятся своими предками, которые воевали и даже во время войны не забыли о Боге и о своих корнях. Именно вера и эти корни помогли отстоять независимость и будущее нашей страны.


Только с одной нашей улицы в Казани 5–6 бабаев ежедневно ходили в единственную на тот момент мечеть «Марджани», которая находилась на расстоянии в 5–6 километров. Помню, как в детстве мы в месяце Рамадан выходили на улицу вечером, чтобы услышать азан. Азана не было слышно, потому что мечеть находилась далеко, но на минарете зажигался свет, и, увидев его, мы бежали по всей улице и оповещали жителей, что наступило время разговения. У каждого из нас дома были шамаили с аятами Священного Корана, Коран читали и мои бабушки. Вот в такой духовной атмосфере мы и росли.


Учась в школе, я интересовался у бабушек содержанием читаемого ими Корана, но они не могли ничего объяснить, так как не знали арабского языка, могли только читать слова на арабском. Так у меня зародился интерес к этой теме. Затем мне попалась очень редкая в тот период книга «Начальный курс арабского языка» Сигаля, и я начал изучать арабскую грамоту.


А потом, приобщаясь к духовной жизни в мечети, познакомился с людьми, которые помогли мне глубже понять нашу веру. Ведь вера для каждого человека естественна, каждый человек, согласно хадису Пророка ﷺ, приходит в этот мир с естественной верой (фитра).

 

– Как мы знаем, вам посчастливилось окунуться и в атмосферу арабского Востока, что на тот период было очень большой редкостью. В 1974 году вас ждали арабский Каир и самый знаменитый университет исламского мира – Аль-Азхар. Что стало для вас наиболее ценным приобретением в стенах этого вуза с тысячелетней историей?

– Это было огромным счастьем. До того как поехать туда, я увидел во сне, как я прибыл в Каир и нёс на спине свою бабушку Шарифа-аби. В Каире я никогда ранее не был и достопримечательностей его не знал. Есть там гора Моккатам, над Каиром возвышается, и мне приснилось, как я на этой горе несу на спине бабушку, и весь город у нас под ногами. Далее я спустился в город и зашёл в баню, очистился там. Этот сон стал для меня неожиданным. И не прошло и года, как Муфтий Шакир-хазрат Хиялетдинов предложил поехать на учёбу в Каир.
Учёба в Аль-Азхаре далась мне, альхамдулиллях, легко. Я уже говорил по-арабски и имел серьёзную базу знаний, полученную как в медресе, так и от моего главного учителя Ахмадзаки-хазрата.
В Каире я получил возможность ознакомиться с духовной литературой. Много времени уделял посещению библиотек, а также покупал книги в магазинах, самые интересные из которых начал переводить.
Конечно, большую пользу принесло и общение с тысячами студентов, которые прибыли из различных уголков мира, и не только из арабских стран. Был даже студент из Японии. Из Югославии учились несколько сот человек, а из СССР – только двое: я и киргиз Темирбай Урумбаев. Через два года он окончил учёбу и уехал, и я остался один.


Каир – очень интересный город, в котором происходят переплетения судеб представителей многих народов. Всемирно известна доброжелательность и простота египтян.


Запомнился первый урок чтения Корана, когда преподаватель попросил вновь прибывших студентов прочитать отрывок из Священной Книги. После моего чтения преподаватель предположил, что я прибыл из Турции. Когда же я ответил, что прибыл из СССР, его удивлению не было предела.

До сегодняшнего дня я с огромным наслаждением вспоминаю эти годы. Они также помогли осознать слова Пророка ﷺ: «Любовь к Отчизне – часть твоей веры».

 

– 19 июня 1980 года вы были избраны муфтием и председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), которое впоследствии было преобразовано в ЦДУМ России. В этом году мы отмечаем 40-летие вашего пребывания на столь ответственном посту. Но тогда вы, 32-летний богослов, которому доверили такую важную должность, с какими чувствами и настроем взялись за эту работу? Какие основные цели вы ставили перед собой на тот момент, каких из них удалось достичь?

– Да, это судьба. Мы верующие люди и знаем, что всё в этой жизни происходит по воле Всевышнего.
Муфтий Шакир-хазрат Хиялетдинов перешёл в мир иной в 1974 году, когда я поехал учиться в Египет. После него муфтием был избран Габдельбарый-хазрат Исаев, который был имам-хатыбом Соборной мечети г. Ленинграда.

Затем полтора года обязанности муфтия временно исполнял имам-хатыб Соборной мечети г. Москвы Ахмедзян-хазрат Мустафин. Исполнял он эти обязанности с большой неохотой, вынужденно, так как находился в преклонном возрасте.


Я же, когда учился в Египте, на каждые каникулы приезжал в Духовное управление, давал отчёты о ходе учёбы, озвучивал проблемы и т.п. И руководство ДУМЕС всякий раз настаивало, чтобы я по окончании учёбы возглавил эту организацию. Мне в 1980 году было 32 года, но по лунному календарю уже 33 – возраст настоящего совершеннолетия.


После возвращения из Египта полтора года я не соглашался на такую высокую должность. Я был доволен тем, что меня назначили вторым имам-хатыбом казанской соборной мечети «Марджани». Мы втроём – Габдельхабир-хазрат Яруллин, мой учитель Ахмадзаки-хазрат Сафиуллин и я – проводили обряды богослужений, каждый по одной неделе. Мы уже тогда начали читать ежедневные проповеди, хотя какое-либо преподавание в мечетях было запрещено. В мечети «Марджани» была и библиотека. Каждый, кто приходил на молитву пораньше, мог прочитать Коран, а каждую пятницу совершали хатм этого Священного Писания.
Я очень благодарен и имамам мечети «Марджани», и прихожанам, которые поддерживали меня как студента в те трудные времена.


Я и сейчас тоскую по своей службе на должности имама. Община мечети согласилась с моим избранием на пост муфтия только тогда, когда я дал обещание, что каждый месяц буду приезжать и проводить пятничную молитву.


Лично я был против этого избрания, потому что осознавал ответственность перед Богом, перед государством и перед верующими, а также перед своей семьёй.


Уже собираясь окончательно отказаться, я в самый последний момент посоветовался с моим учителем Ахмадзаки-хазратом. Выслушав меня, он сказал, что это не кто-то из созданий предлагает такую ответственную работу, а Сам Господь. Напомнив, что с 1917 года на территории европейской части России и Сибири не было ни одного студента, обучившегося в Египте, учитель дать понять, что Всевышний осчастливил меня этим не просто так. И если я откажусь от избрания на такой высокий пост, то стану просто дезертиром. Таким образом, по словам наставника, я лишусь и его благословения. И я уже не мог не согласиться.


Ахмадзаки-хазрат даже после моего избрания продолжал поддерживать меня до конца своих дней, и каждый раз, сталкиваясь с затруднениями, я обращался к нему за советом и наставлением. Я его люблю, чту и каждый день молюсь об упокоении его души.

 

– Те «тектонические» сдвиги, которые произошли на территории СССР, привели к попыткам внести разлад в межнациональные и межконфессиональные отношения. Какой алгоритм вы, как человек с колоссальным опытом и наделённый талантом миротворца от Бога, предложите для укрепления единства российского народа?

– Каким бы ни был замечательным автомобиль, если у него не работают тормоза – это бесполезная груда металла. В межличностных отношениях тоже необходим тормоз. Он даётся Всевышним. Это совесть человека. А чтобы раб Божий осознал этот дар и смог им правильно воспользоваться, он должен руководствоваться инструкцией, ниспосланной Создателем. Ведь любое, даже самое простое устройство имеет соответствующую инструкцию, которой необходимо следовать, дабы не повредить его и в полной мере использовать его функционал.


Когда люди забывают об этом и начинают приравнивать к свободе вседозволенность, тогда человек начинает терять человеческий облик, опускаясь до уровня зверя и дозволяя себе любою вещь, любой поступок.
Человек, ошеломлённый упавшей на него свободой, может принести множество бед себе и окружающим. Учитывая это обстоятельство, Бог через Своих посланников  ниспосылал человечеству Божественные Откровения.

 

Это целый пласт духовно-нравственных ценностей, руководствуясь которыми человек сдерживает себя от необдуманных шагов. Поэтому так важно, что в предлагаемых поправках к Конституции нашей страны об этих ценностях говорится ясно и понятно.

 

Потенциал законов Божьих не имеет границ, он охватывает все сферы жизни, и соблюдение их является рецептом от множества общественных и социальных проблем. Необходимо довести эти ценности до самого широкого круга людей, дабы в обществе сохранились мир и гармония. Это проверено временем, веками.


Говоря о единстве, нельзя не упомянуть и об огромном разобщении в самой мусульманской среде. Начиная с 90-х годов по всей стране создавались параллельные структуры, часть которых сохранилась и по сегодняшний день. Об этом с укором говорил и президент России Владимир Владимирович Путин, когда мы отмечали 225-летие нашего Духовного управления. «Ни в одной стране нет 80 с лишним муфтиятов», – отметил он.


Это плачевно. Но всё-таки мы в своих взаимоотношениях пытаемся восстановить хотя бы взаимопонимание. Единство – это мечта. Оно необходимо, чтобы мусульмане нашей страны стали действенной составной частью духовного пространства, чтобы не было никаких радикальных течений и экстремизма. Нужно и административное единство, но прежде всего каноническое – в понимании веры.
И важно сотрудничество с государством, так как другого государства у нас нет. Это наша Родина. Наше прошлое, настоящее и будущее.


Чтобы строить конструктивный межрелигиозный диалог с представителями иных конфессий, необходимо в первую очередь создать атмосферу единства внутри мусульманской общины. А такой диалог очень нужен прежде всего для того, чтобы в нашей стране воцарились мир и согласие. Такое единство и согласие всех соотечественников помогали пережить все испытания судьбы, помогали выстоять нашему государству.

Полный вариант интервью читайте на сайте исламского информационного портала: islam.ru.