26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Родственные отношения и не только…

Одной из наиболее важных основ нашего общества является поддержание родственных отношений. Всевышний Аллах в Благословенном Коране сказал (смысл): «О люди! Бойтесь (ослушаться) вашего Господа, который создал вас из одного человека (пророка Адама ﷺ), создал из него же ему супругу и расселил (по земле) от них двоих многих мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха ﷻ, именем Которого вы просите друг друга, и чтите родственные связи. Поистине, Аллах ﷻ – Наблюдающий за вами» (сура «Ан-Ниса», аят 1).

Прерывание родственных уз не только порицаемо, но и является большим грехом, за который обещаны адские муки. В хадисе последнего Божьего Посланника ﷺ говорится: «Кто истинно верит в Аллаха ﷻ и Судный день, пусть поддерживает родственные отношения» (аль-Бухари, Муслим).


Передают со слов Абу Аюба аль-Ансари رضي الله عنه, что некий человек обратился к Пророку ﷺ со словами: «О Посланник Аллаха ﷺ, укажи мне на то, совершив что я смогу попасть в Рай». В ответ ему Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поклоняйся одному лишь Аллаху ﷻ и ничему более наряду с Ним, совершай молитву (намаз), выплачивай закят (обязательная милостыня) и не порывай связи с родственниками». (аль-Бухари, Муслим)


 Здесь Посланник Аллаха ﷺ поддержание родственных связей поставил в один ряд с единобожием, совершением молитвы и выплатой закята, из чего следует, что оно относится к числу величайших благих дел, гарантирующих тем, кто их совершает, Рай и защиту от огня Ада.


При сохранении родственных связей необходимо отдавать предпочтение самым близким – в первую очередь родителям (отцу и матери), дедушкам, бабушкам, детям, внукам и правнукам. Затем другим, по мере близости: братьям и сёстрам и их детям, затем дядям и тётям по отцовской линии и их детям, после – дядям и тётям по материнской линии и их детям. 


Всемогущий Аллах по Своей милости вознаграждает тех, кто поддерживает родственные отношения, прощением грехов, прибавлением земного удела (ризк), увеличением срока жизни, спасением от Ада и входом в Рай. Сообщается от Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы продлили его годы, увеличилась его доля (земной удел) в этом мире и он был защищён от скверной смерти, пусть боится Аллаха ﷻ и поддерживает родственные отношения» (аль-Хаким).


Поддержание родственных уз не должно быть основано только на взаимности. Настоящее поддерживание родственных связей осуществляется ради Создателя, независимо от того, отвечают родные люди взаимностью или, напротив, разрывают эти связи. 


Пророк ﷺ сказал: «Поддерживающий родственные отношения – не тот, кто отвечает взаимностью, а тот, кто поддерживает их, когда с ним их разрывают» (аль-Бухари, Муслим).
 Разрывающим родственные отношения Всемогущий Аллах делает запретным Рай и у них не принимаются их деяния. «Порывающий родственные связи не войдёт в Рай» (аль-Бухари, Муслим).


Для поддержания родственных уз существует много способов. Например, человек может навещать своих родственников, дарить им подарки, интересоваться их делами и проблемами, помогать бедным из них. Также следует приглашать их в гости, делать дуа (мольбу) за них, навещать, когда они болеют. В поддержании родственных связей большое значение имеет призыв родственников к нравственности, наставление их на богобоязненность и покаяние, призыв к благому и предостережение от совершения запретного.


Занимаясь столь богоугодным, награждаемым делом, как поддержание родственных отношений, многие из нас могут совершить, на первый взгляд, безобидные, незаметные, привычные (по обычаям и традициям), но тяжкие грехи. И оправдываем мы себя тем, что считаем этих людей родными. Это и побудило написать данную статью – чтобы как-то уберечь от этих грехов своих близких, да и не только. Особенно часто это происходит, когда родственники приезжают издалека и встречаются между собой. 


Первый грех при этом – когда совершенно посторонние друг другу мужчины и женщины (немахрамы) начинают пожимать руки и чуть ли не обниматься. Это в основном двоюродные братья и сёстры, далее по родству – дяди и близкие друзья мужа и т.д. 


Посланник Аллаха ﷺ по этому поводу сказал: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена» (ат-Табарани).
Сам же Пророк ﷺ ни разу в жизни не прикоснулся к чужой женщине. 

(Продолжение следует)

Шамиль магомедов