Категория: Актуально

Что? Где? Когда?

Сколько у человека чувств? Как минимум девять. Пять – те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание – были впервые перечислены ещё Аристотелем.

По общепринятому мнению, у человека есть ещё четыре чувства:
1. Термоцепция – чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.
2. Эквилибриоцепция – чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.
3. Ноцицепция – восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли – независимо от того, что нам кажется, – исходят не изнутри мозга.
4. Проприоцепция, или «осознание тела», – это понимание того, где находятся части нашего тела, даже если мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы всё равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

Кто завёз в Старый Свет табак и картофель?

Картофель стал известен в Испании к середине XVI века и на Британские острова, по-видимому, попал скорее через Европу. Будучи представителем семейства паслёновых, растение считалось ядовитым (каковыми на самом деле являются его ягоды).
Мало-помалу картофель всё же прижился. В середине XVII века хирург Уильям Салмон утверждал, что картофель лечит туберкулёз, бешенство, а также «усиливает семя и провоцирует вожделение, вызывая плодовитость у обоих полов».

Сколько у Земли лун?

Как минимум семь.
Это известная и видимая всем Луна (как называют её астрономы) – единственное небесное тело, строго придерживающееся орбиты Земли. Однако теперь нам известно ещё шесть «околоземных астероидов» (или «астероидов NEA»), которые следуют вместе с Землёй вокруг Солнца, несмотря на то, что увидеть их невооружённым глазом нет никакой возможности.

Первым из так называемых «коорбиталов», который удалось идентифицировать, был астероид Круинья (от названия самого древнего из зарегистрированных в Британии кельтских племён) – спутник размером около 5 км, открытый в 1997 году. Его орбита напоминает вытянутую лошадиную подкову.
С тех пор обнаружено ещё пять: 2000 PH5, 2000 WN10, 2002 AA29, 2003 YN107 и 2004 GU9.
Правда, не все астрономы считают их лунами, но и астероидами их не назовёшь. Как и Земле, им требуется примерно год, чтобы полностью обогнуть Солнце, и иногда они действительно подходят к нам так близко, что даже оказывают едва заметное гравитационное влияние.

Откуда берутся алмазы?

Из вулканов. Все алмазы образуются под землёй под воздействием сверхвысоких температур и давления, а на поверхность их выносят извержения вулканов.
Образование алмазов происходит на глубине от 160 до 480 км. Большинство алмазов находится в вулканической породе, называемой кимберлитовой, и добывается в районах, где вулканическая активность – обычное явление. Все остальные, случайные, алмазы попросту вымывает из кимберлитовых трубок.

На сегодняшний день в мире насчитывается двадцать стран, где добывают алмазы. Южная Африка по объёмам добычи занимает пятое место – после Австралии, Демократической Республики Конго, Ботсваны и России.
Алмазы состоят из чистого углерода. Так же как и графит – вещество, из которого делают грифели для карандашей, но в котором атомы углерода расположены по-другому. Алмаз – одно из самых твёрдых веществ, встречающихся в природе.

Самый большой из всех известных человечеству алмазов имеет 4000 км в поперечнике и весит десять миллиардов триллионов триллионов карат. Обнаруженный прямо над Австралией (на расстоянии восьми световых лет), алмаз сидит внутри звезды Люси в созвездии Кентавра.

Источники: все факты взяты из открытых источников интернета, в том числе использован сайт «Музей фактов» (muzey-factov.ru).

Сарат Саламова