27 июля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Кого и как спасает вера?

Говорят, религия спасительна. Но, простите, верующие люди тоже нервничают, тоскуют или сердятся. Как и другие, они могут опоздать на поезд или получить нагоняй от шефа. Почему так происходит? И где тогда оно – «спасение в религии»?

Проблемы не случаются просто так. Они имеют повод и смысл. Пророк Мухаммад ﷺ объяснял, что «даже колючка не уколет мусульманина» без того, чтобы не стёрся ему какой-то грех. Если пустяковая колючка имеет вес, то что тогда говорить о более существенных испытаниях?
У данной темы есть как минимум две стороны. Во-первых, сам факт испытания. Во-вторых, то, как мы на него реагируем. Некое событие может случиться помимо нашей воли. Однако реакция на него – как правило, наш собственный выбор. Вот этим выбором и занимается религия, точнее – помогает сделать его правильно.

Освобождение

Никто не спорит, что за каждым водятся ошибки и огрехи. Если Аллах ﷻ проявит к нам Милость, то может освободить от них посредством жизненных испытаний. Однако для действительного освобождения необходимо правильное поведение человека в момент испытания. Оно предполагает осознание, что проблема дана Всевышним для очищения, проявление терпения, обращение за помощью к Нему – Господу.

 

В противном случае ситуация, призванная помочь душе, грозит, наоборот, утяжелить её бо́льшим количеством грехов. Среди которых могут быть и трагические – несогласие с судьбой, неблагодарность Творцу.
В такие опасные моменты спасает религия. Крепкая вера даёт рабу Аллаха ﷻ не просто понимание, но ощущение того, что помощь Творца всегда рядом, что Он слышит даже невысказанные наши молитвы, что только Он – Всемогущ и Милостив. Нет сомнений, человек с сильным иманом (верой) будет вести себя достойно тому, как нередко его именует Коран, а именно – «искренний и разумный верующий». Стремление соответствовать этому званию – оплот души в любых жизненных ситуациях. 

 

Воспитание

Кто-то скажет: с внешними стрессами вроде понятно, а как быть с тяжестью внутри? Иногда без видимых причин неприятные чувства и мысли доставляют проблемы душе – угнетают, лишают покоя. Разве Ислам не должен освободить от них человека раз и навсегда?


Нет, не должен. Ибо эмоции и мысли даются Всевышним, а это наши внутренние реакции, часть нашей натуры. Ислам вовсе не требует их подавлять, однако призывает к воспитанию. 
Так, человек не будет отвечать за отрицательные эмоции, если не пойдёт у них на поводу. А вот если проявит слабость и поддастся им, то не избежит вреда себе или другим, а значит, и ответственности. Человек не будет спрошен и за случайную недобрую мысль, если не станет обманываться ею дальше. Если же примет её и в итоге воплотит в грехе, то будет призван к ответу. 


Формат данной статьи не позволяет раскрыть вопрос глубже. Но большинство мусульман знают, какие чёткие рекомендации даёт Ислам, чтобы справиться, например, с гневом, тоской, навязчивыми мыслями и прочими душевными неприятностями. 
Религия не порицает наши чувства и мысли как таковые, но направляет их к безопасному с точки зрения души выходу. То есть уравновешивает внутренние колебания Божественными нормами. 

 

Применение

Взять, к примеру, неумение людей чувствовать себя счастливыми. Среди разных причин здесь выступает и наше естественное умение сравнивать. 


Человеческому мозгу присущ сопоставительный анализ. Посредством него нам становится понятнее жизнь. Однако мы анализируем не только окружающий мир, но и своё положение в нём. В частности, материальные, социальные и другие обстоятельства нашей жизни. И тут возникают выводы, от которых некоторые люди начинают не на шутку переживать. Ведь их статус или достаток в сравнении с чьими-то так или иначе проигрывают. Человек теряет покой, завидует «везунчикам», одновременно жалуясь на судьбу... Какое уж тут счастье?! 


Ислам возвращает радость жизни. Он объясняет, что нет плохих чувств или эмоций, есть неумение ими управлять. И тут же учит, что, например, волнующее человека сравнение всегда можно повернуть себе на пользу. Так, Посланник Аллаха ﷺ призывал людей сопоставлять их мирское положение с состоянием тех, у кого оно тяжелее. От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости, которыми вас облагодетельствовал Аллах ﷻ» (Муслим).


А вот в вопросе духовного роста человеку, наоборот, нужно сравнивать себя с теми, кто ушёл дальше него. Здесь стремление раба Господа проявлять «соперничество в благом» только приветствуется. Всевышний говорит нам в Коране (смысл): «…Стремитесь же опередить друг друга в благих делах…» (сура «Аль-Бакара», аят 148).


Вера приходит на помощь тому, кто хочет адекватно и деятельно реагировать на жизненные испытания – внешние или внутренние. Чтобы не пустить свою жизнь на самотёк и не оказаться из-за этого в проигрыше, человек ищет то самое – спасение в религии.


Гузель Ибрагимова