Усман ибн Аффан رضي الله عنه

Усман ибн Аффан, Обладатель двух сияний, родился в Мекке через шесть лет после знаменитого Года слона.

статья опубликована в номере: 11 (600) / от 01 июня 2020 (Шавваль 1441 г.)
63

Его мать Арва бинт Курайз ибн Раби‘а была дочерью Умму Хаким бинт Абд уль-Мутталиба, которую прозвали аль-Байза. Она приходилась сестрой-близнецом отцу Пророка Мухаммада ﷺ Абдуллаху. Соответственно, Умму Хаким была тётей Посланника Аллаха ﷺ, а сам Усман приходился ему сыном двоюродной сестры. 

 

Как было отмечено выше, Усман ибн Аффан получил прозвище Обладатель двух сияний. Под двумя сияниями подразумеваются две дочери Пророка ﷺ – Рукия رضي الله عنها и Умм Кульсум رضي الله عنها. Посланник Аллаха ﷺ сначала выдал за Усмана свою дочь Рукию رضي الله عنها, а когда она покинула этот мир, выдал за него вторую дочь Умм Кульсум رضي الله عنها.


От Абдуллаха ибн Умара ибн Абана аль-Дууфи передаётся, что его дядя Хусайн аль-Дууфи спросил у него: «О сын мой, знаешь ли ты, почему Усмана прозвали Обладателем двух сияний (Зун-Нурайни)?» Абдуллах ответил, что не знает. И тогда дядя сказал: «Со времён сотворения Адама عليه السلام до Судного дня не было человека, который женился бы на двух дочерях пророка, кроме Усмана ибн Аффана. Поэтому его и прозвали Зун-Нурайни». (аль-Байхаки)


Усман ибн Аффан был широкоплечим человеком среднего роста, с тонкой светлой слегка румяной кожей, на носу была горбинка, а длинные предплечья покрывали густые волосы. У него была красивая улыбка, а волосы его спускались ниже ушей. 


Согласно наиболее достоверной версии, он был светлокожим. У него было красивое лицо, он был ширококостным, у него были густые волосы на голове и пышная борода, которую он красил в рыжий цвет.

 

Как Усман женился на дочери Пророка Рукии رضي الله عنها 

Дочь Посланника Аллаха ﷺ Рукия رضي الله عنها была замужем за Утбой, сыном Абу Ляхаба, а её сестра Умм Кульсум была замужем за другим сыном Абу Ляхаба, Утайбой. Когда была ниспослана сура «Аль-Масад», в которой осуждался Абу Ляхаб и прямо говорилось, что он и его жена будут ввергнуты в пылающий огонь, в котором они будут вечно гореть, Абу Ляхаб и его жена Умму Джамиль бинт Харб потребовали от своих сыновей, чтобы они развелись с дочерями Пророка ﷺ. Исполняя указание родителей, Утба и Утайба расстались со своими жёнами до того, как вступить с ними в интимные отношения. 

 

Услышав о том, что Рукия развелась с мужем, Усман обрадовался и поспешил к Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы посвататься к ней. Пророк ﷺ сразу согласился и выдал Рукию за него. Невесту к Усману отвела мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид رضي الله عنها. 

 

Усман в то время считался самым красивым юношей среди курайшитов и, как говорится, был завидным женихом. А что касается Рукии, то она была достойной такого жениха невестой. Поэтому в то время говорили, что самая красивая пара, которую когда-либо видели люди, это Рукия и её муж Усман. 

 

Женитьба ‘Усмана на дочери Пророка Умм Кульсум رضي الله عنها

Умм Кульсум известна только под этим прозвищем (куньей), и нет сведений о том, как звучало её настоящее имя. Однако аль-Хаким передаёт слова Мус‘аба аз-Зубайри, что её звали Умайя и она была старше Фатимы  رضي الله عنها. 


От Саида ибн Мусайба предаётся, что, когда Усман овдовел после смерти дочери Пророка ﷺ, дочь Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنها Хафса также овдовела. Тогда Умар пришёл к Усману и поинтересовался, не желает ли он жениться на Хафсе. 

 

Усман слышал, как Посланник Аллаха ﷺ упоминал Хафсу, и потому промолчал в ответ. Умар рассказал об этом Пророку ﷺ, и он ему ответил: «Разве ты не желаешь лучшего, чем это? Я женюсь на Хафсе, а за Усмана выдадим ту, что лучше, чем она, – Умм Кульсум». 

 

Когда в месяц Шабан в девятом году хиджры Умм Кульсум رضي الله عنها покинула этот мир, Усман сильно переживал это горе. Он очень печалился из-за смерти Умм Кульсум, и Посланник Аллаха ﷺ, увидев его печаль и уныние, сказал: «Если бы у нас была третья дочь, мы выдали бы и её за тебя, о Усман!»

 

Это говорит о безмерной любви Пророка ﷺ к Усману и свидетельствует о верности Усмана Посланнику Аллаха ﷺ. В этих словах Пророка v также заключатся отрицание того, что люди считают зловещим знамением в подобных ситуациях. Ведь всё происходит по предопределению Всевышнего Аллаха, и никто не сможет это изменить. 

 

Усман и во времена джахилии (в доисламский период) был наидостойнейшим человеком своего племени. Люди его племени очень любили и уважали его. Во времена джахилии он ни разу не поклонялся идолам, не совершал непристойных поступков и не пил вина.

 

Усман и до Ислама был образованным человеком, знал родословные арабов, мудрые пословицы и историю. Он много путешествовал, побывал в Шаме (территория современной Сирии, Палестины, Ливана) и Эфиопии, жил вместе с неарабскими племенами, изучал их быт, традиции и обычаи, о которых не было ранее известно в Мекке. 

 

Усман успешно занимался торговым ремеслом, которое он унаследовал от своего отца, и преуспел в этом. Поэтому он считался одним из почтенных людей рода Бану Умайя и среди курейшитов, ибо в мекканском обществе того времени чем богаче был человек, тем большим почётом он пользовался.

 

Абу Бакр رضي الله عنه, уверовав во Всевышнего и следуя за призывом Посланника Аллаха ﷺ, начал призывать и других к Исламу. Абу Бакр был дружелюбным человеком, с которым можно было очень легко найти общий язык, за что его и любили люди. 

 

Люди часто обращались к нему по торговым делам и советовались с ним по тем или иным житейским вопросам. Многие из них вели с Абу Бакром долгие приятные беседы на разные темы. И в этих беседах он начал постепенно призывать к Исламу тех, кому он больше всех доверял. 

 

Благодаря его прекрасному призыву Усман ибн Аффан رضي الله عنه, Зубайр ибн аль-Аввам رضي الله عنه, Абдуррахман ибн Авф رضي الله عنه, Саад ибн Абу Ваккас رضي الله عنه, Тальха ибн Убайдуллах رضي الله عنه приняли истинную веру. 

 

Усману было 33 года, когда Абу Бакр рассказал ему о Пророке ﷺ и призвал принять новую религию. Усман незамедлительно, без всяких разговоров согласился со всем, что рассказал ему Абу Бакр. 
Он так быстро ответил на призыв Абу Бакра, как будто долго ждал этого. Так Усман получил особый статус сподвижника, который одним из первых уверовал и опередил других, будучи четвёртым из первых уверовавших мужчин. 

 

После принятия Ислама отношение курейшитов к Усману изменилось. Это принесло ему очень много проблем и страданий. Дядя Усмана аль-Хакам ибн аль-Асс поймал его и связал. Дядя пригрозил, что не развяжет его, пока тот не оставит новую религию и не вернётся к религии своих предков. Усман ответил, что он никогда не оставит эту религию. Увидев его стойкость, аль-Хакам отстал от него и отпустил. 
Усман был одним из тех, кто переселился в Эфиопию в первый и во второй раз. Вместе с ним в Эфиопию отправилась его жена, дочь Посланника Аллаха ﷺ Рукия. 


Усман ибн Аффан покинул это мир на 82-м году жизни. Он пал шахидом (мучеником за веру) от рук смутьянов, которые устроили беспорядки в Медине. Он был похоронен на кладбище Баки, где похоронено более десяти тысяч сподвижников Пророка ﷺ.


История сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.
Да смилуется Всевышний Аллах над Обладателем двух сияний, да будет доволен им. Аминь!

Нурмухаммад Изудинов
 

Также в рубрике

Абу Убайда ибн аль-Джаррах t

Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри t родился в 40-м году по хиджре

Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه

Сподвижники Пророка ﷺ Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хишам ибн Абду Манаф ибн Кусаю приходится

Краткое сказание об асхабах аль-Кахфи (отроках пещеры)

После смерти Абу Бакра رضي الله عنه сподвижники поручили дела верующих второму халифу – Умару ибн

Ему был обещан Рай

Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-Узза бин Райях бин Абдуллах бин Кирт бин Раззах бин ‘Удда