20 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Отец медицины

Сначала стань единым с самим собой, Стань гидом для всего: Когда ты знаешь себя – ты знаешь всё, Когда ты это знаешь – отвергни всё зло.

Ибн Сина и Гален
Знания о болезнях человеческого организма передаются издревле, и каждый народ дополняет их. Арабские врачи очень многое почерпнули у античных учёных, а те, в свою очередь, – у египетских врачевателей. Так и Ибн Сина в своих исследованиях о пульсе человека основывался и на открытиях греческого врача Галена. 
Древние учёные часто прибегали к сравнению ритмов пульса с движением животных, и Ибн Сина не был исключением.

Как уже упоминалось, он сравнивал ритм нерегулярного импульса с «бегством газели» (pulsus ghazalans), ранее он был описан Галеном как «прыжок козла» (pulsus caprizans). Чтение таких импульсных метафор довольно занимательно, но больше не помогает в нашем технически ориентированном мире. 
Авиценна был продуктом богатого интеллектуального, культурного и научного взлёта, охватившего исламский мир в своё время. Среди великих мудрецов исламской медицины Ибн Сина является самым известным на Западе. 


Он был философом, врачом, психиатром и поэтом. Как и Гален, большую часть своей работы он посвятил изучению пульса, и его вклад в область сфигмологии (наука о пульсе) был значительным. Авиценна всесторонне освещает тему пульса, описывает технику его измерения и влияние на него состояния окружающей среды, физического состояния пациента, а также эмоционального состояния, в котором он находится. 


Ибн Сина описывает десять признаков в импульсе и более пятидесяти идентифицируемых импульсов. Он описал импульсы, наблюдаемые при артериальной и желудочковой аритмии. Согласно Авиценне, жизненная сила, сопротивление и эластичность были важны для качества, размера и объёма пульса.
Пульс был самым простым и быстрым способом диагностики того периода.

 

Лучшие врачи могли только по пульсу, не видя человека, рассказать всё о его здоровье, определить возраст и даже описать внешность.  
Хотя многие западные историки предпочитают верить, что арабы были просто носителями греческих достижений, нельзя отрицать, что исламские философы, учёные и врачи добавили свои собственные наблюдения и мудрость к знаниям, которые они получили от более древних цивилизаций.

 

Они внесли большой вклад в математику, астрономию, физику, алхимию, оптику, фармакологию и медицину. Ибн Сина, возможно, был последователем Галена, но он сделал много новаторских вкладов. Историки согласны с тем, что он является одним из величайших мыслителей и учёных-медиков в истории. Его по праву называют «принцем врачей» своей эпохи.

 

В пламени костра и в «Божественной комедии»
Средневековье в Европе было действительно тёмным временем – его освещало лишь пламя костров. Сжигали не только еретиков и ведьм, но и книги. Среди них были и труды Ибн Сины. А ведь что удивительно – Авиценна был упомянут в «Божественной комедии» Данте как один из хороших людей – которые не знали Христианства или не были христианами – в первом круге инферно (итал. – ад, преисподняя) вместе с Аристотелем, Платоном, Гераклитом, Гиппократом и Аверроэсом.


В своих книгах «Китаб аль-Ишарт валь-Танбихат» и «Китаб ан-Наджат» («Книга замечаний и наставлений» и «Книга спасения») Ибн Сина представил свою теорию интеллекта и его связи с теорией интуиции.
«Представьте себе человека в прекрасном физическом состоянии, но чьи глаза закрыты, чтобы он не мог воспринимать внешние вещи.

 

Представьте далее, что этот человек плавает в пустом воздухе (вакууме) таким образом, что у него нет ощущения, даже такого, которое может быть вызвано прикосновением и трением воздуха. Этот человек всё ещё будет способен думать о себе и с полной уверенностью утверждать, что он существует, хотя он не сможет доказать даже существование своего собственного тела или какого-либо другого внешнего объекта». 


Этот вид познания интуитивен и может быть приобретён через себя, если установить связь с активным разумом посредством размышлений о том, что находится внутри нас. Поэтому человеку возможно найти истину самостоятельно. Именно благодаря нашей интуиции мы постигаем те скрытые истины, которые уклоняются от чувственных наблюдений и рациональных мнений. Высший уровень познания, согласно Авиценне, доступен лишь тем, чьи души чисты и чей разум свободен.

 

Ибн Сина к концу своей жизни 
Ибн Сина написал ряд суфийских произведений в форме символических высказываний и стихотворения о нисхождении души в тело. Одно стихотворение Абу Саида, известного персидского поэта, хранит память о встрече с Ибн Синой, когда они оставались в одной комнате три дня и три ночи, за исключением тех случаев, когда ходили молиться.

 

После их расставания Ибн Сину попросили поделиться своими впечатлениями об Абу Саиде. Ибн Сина ответил: «Всё, что я знаю, он видит». Когда Абу Саида спросили его ученики об Авиценне, он ответил: «Всё, что я вижу, он знает, – и добавил: – Те, кто доволен появлением вещей, уже мертвы в этом мире, в то время как искатели истины живут даже после смерти». Правдивость этого утверждения может быть засвидетельствована даже в кратком изложении влияния Ибн Сины на западных и восточных философов.

 

Влияние на Европу
Ибн Сина оказал влияние на изестного философа Альберта фон Больштедта (Альбертус Магнус преподавал в Кёльнском университете в 1358 году) и его ученика Томаса Аквинаса (также известного как Фома Аквинский, или Аквинат). Аквинский упоминает Ибн Сину почти на каждой странице своей книги De Ente et Essentia («О бытии и сущности»).


Самым значительным представителем латинского авиценнизма был французский философ, теолог-схоластик, советник и духовник Людовика IX, епископ Парижский Вильгельм Овернский. Он использовал определения Ибн Сины, его классификацию науки и идеи из области богословия. Большое количество философов приняло теорию познания Ибн Сины. 


Что же касается его книги «Канон врачебной науки», то она была переведена на латынь Херардо де Кремоном, итальянским переводчиком работ арабских учёных, на этом древнем языке она имела 15 изданий. Были также переводы на иврит. Но, по мнению историков науки, переводы содержали много неправильных слов «на варварской латыни». И всё же «Канон» был основным учебником медицинских школ в Лувене (Фландрия) и Монпелье (Франция) до 1657 года. 


«Канон» состоял из пяти книг (китаб). Каждая из них разделена на части (фен), главы (талим), подглавы (джумла) и секции (фасал). Это разделение строго соблюдалось, хотя в некоторых случаях такая организация приводила в замешательство. Абзацы и нумерация добавлены переводчиками.


Наука об органах и их функциях (функциональная анатомия) представлена в «Каноне» как уникальный предмет по общей функциональной анатомии на доклиническом и специфическом для заболеваний отдельных органов уровне. Диагноз основывается на получении истории болезни и наблюдении больного. Терапия является аллопатической (аллопатия – любые способы лечения, которые вызывают в организме состояние, противоположное симптоматике болезни), включая диету, медицинские препараты и физические измерения в зависимости от специфики заболевания (его природы) или конституции пациента. Воспитание детей, гериатрия, заключения о передаче болезней из загрязнённой среды или загрязнённой воды, советы по задержке дыхания – все они описаны в «Каноне» на осведомлённом уровне, включая теорию и практику. 


Помимо написания научных трудов, Ибн Сина вёл очень много письменных споров по медицине, в итоге они были изданы отдельными трудами. Говорят, что он также написал поэму о медицине, но сохранились лишь её отрывки.

 

Открытия, живущие и сегодня
Ибн Сина был первым врачом, который утверждал, что появление опухолей в спинном мозге возможно. Он был одним из тех, кто исследовал заболевания желудочно-кишечного тракта – язву желудка, диспепсию, колит – он сам им страдал. 


Он утверждал, что есть две причины диспепсии. Первая – психологическая, вторая – органическая. Именно это утверждение было революционным – ведь врач связывал причины возникновения болезни с психологическим состоянием человека. 


Выше были упомянуты некоторые из болезней и процедур, описанных Ибн Синой. Теперь можно задать вопрос: какова ценность медицинских открытий и способов лечения Ибн Сины в наше время?


Ответы исследователей на этот вопрос сильно отличаются. Один из учёных, Мухаммед Вехби, утверждает, что Ибн Сина сообщил о наличии кровотока за 600 лет до Уильяма Харви. А именно: Авиценна обнаружил, что эмбрион связан с плацентой двумя артериями, а позже описал циркуляцию крови по печени к сердцу. Кроме того, он точно описал образование камней в мочевом пузыре – почти так же правильно, как это будет описано в современных медицинских учебниках. 


Он первый, кто правильно описал менингит и разницу между менингитом и другими воспалениями и подобными заболеваниями. Он был первым врачом, который провёл лечение, введя иглу под кожу, и первым, кто использовал анестезию перед операцией.

Гуризада Камалова