26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Пост и его особенности

В преддверии благословенного месяца Рамадан хотим рассказать о том, как определяется начало месяца, что нарушает пост и о многом другом. А также о тех постах, когда не нужно делать намерение с ночи и определять, какой именно пост собираетесь держать.

Слово «ният» переводится как «намерение», «цель». В религиозном смысле под намерением учёные-богословы подразумевают состояние, когда раб знает сердцем о своём решении поститься. То есть нет обязанности произносить намерение вслух.


К постам, для которых не является условием совершать определённое намерение и делать это накануне поста, относятся: пост месяца Рамадан; пост, связанный с обетом и конкретными сроками исполнения; желательные посты. 


Намерения на совершение этих постов действительны с ночи накануне поста и до обеда в день поста. При условии, если человек не съел что-либо после утреннего азана и до начала времени обеденной молитвы. К тому же вышеназванные посты будут действительны, если будет сделано намерение на пост без каких-либо определений.

То есть если человек скажет: «Я намереваюсь поститься», – не определяя тем самым, какой именно пост он собрался держать. Также данные посты, по мнению учёных, считаются действительными, когда намерение было сделано на желательный пост, если даже этот человек был в сафаре (путником) или же больным. 


Если человек в месяце Рамадан сделает намерение на другой обязательный пост (ваджиб), то в этом случае, если постящийся был в своём населённом пункте и в добром здравии, засчитывается пост месяца Рамадан. В отличие от путника, у которого засчитывается пост, на который он вознамерился. Если было сделано намерение на ваджиб-пост во время поста, связанного с обетом и определённым временем его исполнения, то засчитывается ваджиб-пост. 


Посты, для которых обязательно определённое намерение и совершение его в ночь накануне поста: 
1. Возмещающие посты месяца Рамадан.
2. Возмещение нарушенного желательного поста. 
3. Штрафные посты всех видов.
4. Пост, связанный с обетом, но не ограниченный каким-либо сроком. 


Установление начала месяца Рамадан


Начало месяца Рамадан устанавливается с появлением луны или по истечении тридцати дней месяца Шабан – если из-за облачности невозможно наблюдать за новолунием. 
Сомнительный день – это 30-е число месяца Шабан, когда равны шансы как для начала месяца Рамадан, так и для откладывания поста. В этот день порицаемы все виды постов, будь то фарзы, ваджибы, помимо добровольного поста, когда постящийся уверен, что этот день не из Рамадана. В случае если выявится, что этот день поста – из месяца Рамадан, то верующему он зачтётся как пост месяца Рамадан. Если же человек сомневается в том, чтобы продолжить пост или нарушить его, то его пост будет недействителен.
В этот день муфтий местности повелевает народу воздержаться от приёма пищи и жидкости до обеда, то есть до окончания времени намерения. По его истечении он также повелевает разговляться, если не выявились условия наступлении Рамадана. 


Порицается поститься в последний или два последних дня месяца Шабан. 
Тот, кто увидел луну как вестника начала месяца Рамадан или его окончания, но его свидетельство не было принято кадием (судья), обязан поститься – если увидел луну как начало месяца Рамадан, и не имеет права на разговение, если она ознаменовала начало месяца Шавваль. Если верующий отпустит пост в обоих случаях, то он будет обязан возместить его без дополнительных штрафов.


Если в этот день наблюдается повышенная облачность, скопление туч на небе, то кадий принимает свидетельство даже одного очевидца – известного своей справедливостью, или неизвестного по этому качеству, но если его слова подтверждает ещё один человек, будь то женщина, раб, даже человек, наказанный за клевету, но совершивший покаяние. 


Для того чтобы определить окончание месяца Рамадан в пасмурные дни, необходимо свидетельство двух мужчин или одного мужчины и двух женщин. Если на небе нет облачности, туч, то необходимо свидетельство большого количество людей – как для начала месяца Рамадан, так и для его окончания. Решение о том, какого количества свидетелей достаточно, в данном случае определяет имам местности. 


Когда тридцать дней Рамадана прошли, человеку, который увидел луну один (но луны, свидетельствующей об окончании месяца, не было видно и небо при этом ясное), разговляться не разрешается.
Чтобы установить начало остальных месяцев, достаточно свидетельства двух справедливых мужчин или мужчины и двух женщин, не уличённых в клевете. 


Если луна была увидена в одной местности и на одном часовом поясе, то это обязует всех людей этой местности поститься, по мнению большинства учёных.
Если луна была увидена в дневное время, то это не имеет никакого значения, так как это луна следующего дня. 

 

Действия, не нарушающие пост


1. Если человек поел, выпил или совокупился по забывчивости. Передают со слов Абу Хурейры رضي الله عنه, что Посланник Аллаха сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что его накормил и напоил Аллах » (аль-Бухари, Муслим).
А в версии аль-Хакима говорится: «Если человек по забывчивости нарушит пост в Рамадан, то он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия». 
Если вы заметили человека, который, забывшись, стал есть, но при этом имеет возможность поститься, то должны сделать ему замечание, так как молчание в данном случае порицается. Если же этот человек ослаб и не может продолжать пост, то предпочтительнее не напоминать ему. 
2. Если случилось семяизвержение по причине взгляда или мыслей, пусть даже длительных.
3. Если нанесли сурьму и при этом почувствовали её вкус в горле. 
4. Не нарушает пост нанесение масла.
5. Не нарушает пост кровопускание (хиджама).
6. Если постящийся вознамерится на разговение поста, но так и не нарушит его до захода солнца. 
7. Если проглотить дым или пыль (муку) ненамеренно. Или случайно проглотить насекомое.
8. Если проснуться в полном осквернении и пробыть в таком состоянии до захода солнца. 
9. Если при погружении в воду (в реке, бассейне) вода попала в уши. Также если одной и той же палочкой, на которой есть сера, несколько раз чистил ухо. 
10. Если проглотить слизь из носа, однако лучше её выплюнуть вместе с мокротой, следуя мнению имама аш-Шафии.
11.  Не нарушают пост рвотные массы, которые самопроизвольно заполнили рот.
12. Если съесть застрявший между зубами кусочек пищи размером меньше горошины.