Соотношение веры и знаний

Изменение любого общества начинается с изменения его мировоззрения и ценностей. Если взглянем на историю прошлого века, то можно увидеть яркую картину колоссальных фундаментальных смен мировоззренческих, идеологических парадигм. Несомненно, все эти смены парадигм шли совместно с политическими, экономическими и духовными изменениями, ибо все эти аспекты бытия тесно переплетены.

статья опубликована в номере: 6 (595) / от 15 марта 2020 (Раджаб 1441 г.)
93

еживает кризис: разрушение семейных ценностей, насилие, безразличие и т. п. Может быть, на каком-то этапе развития человеческого общества мы пошли не тем путём, где-то была совершена ошибка в мировоззренческом, идеологическом, ценностно-ориентирующем планах и мы теперь пожинаем плоды того, что было посеяно?

 

В современном обществе складывается весьма парадоксальная картина: объём усвоенной информации, грамотность населения растут, но уровень благополучия в обществе уменьшается. Под благополучием имеем в виду: счастливую жизнь, благополучную семью, добрые взаимоотношения между детьми и их родителями, отсутствие любых антидепрессантов, уводящих человека от живой действительности: алкоголь, наркотики, табак и т. п. Отсюда вопрос: увеличивает ли грамотность (обретение знаний) человека его гарантии на счастливую благополучную жизнь? Очевидно, что нет. Даже наоборот: чем более грамотен, интеллектуален человек, тем он более несчастен. Значит, мы в погоне за мирскими, теоретическими знаниями упустили суть жизни, самые главные знания.

 

Условно можно разграничить два уровня знания: «горизонтальный» (интеллект) и «вертикальный» (вера). Знания горизонтального уровня – это бытийно-ориентированные знания. Начиная с детского сада и продолжая школой и другими учебными заведениями, человека буквально наполняют знаниями, так как в этом есть утилитарная необходимость.

 

Ведь человек должен уметь зарабатывать себе на «кусок хлеба». Но все эти знания должны основываться на прочном фундаменте веры в Бога, иначе они не приносят духовного удовлетворения, они разжигают споры, увеличивают гордыню. Если человек приобретает только интеллектуальные знания – в ущерб духовному знанию, то мы здесь имеем дело уже с вредным знанием, ибо новейшие достижения науки в руках невежд очень опасны.

 

Второй же вид знаний не преподается обычным академическим способом, эти знания человек приобретает сам, чувствуя острую внутреннюю необходимость в них, – но под чётким руководством учителя (устаза). 
«Путь к познанию Всевышнего – это особая наука, требующая укротить свое эго, каяться в совершённых грехах, любить своего Создателя и отказаться от пагубных привычек во имя этой любви. Так же как невозможно постижение любых наук без руководства учёного, компетентного в той или иной области, нельзя пытаться идти по пути познания Всевышнего без учителя» (Саид-афанди аль-Чиркави. «Сокровищница благодатных знаний»).

 

Эти знания как раз те, что делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. И до тех пор пока у человека не произойдёт смена парадигмы мышления в пользу принятия духовного (нематериального) за основу бытия, счастливым, благополучным он стать не сможет.

 

Почему же это так важно? Это важно потому, что именно этот срез знаний даёт человеку то, что выделяет его среди других биологических видов на земле. Мораль, этика, добро, счастье – эти категории применимы только к людям. Мы не можем говорить о счастливой или несчастной корове либо моральной или аморальной собаке. Но ни одно животное не убивает себе подобных ради власти или корысти. Каждое животное следует своей истинной природе. Человек же выходит за пределы истинного пути, нарушает порядок бытия из-за жадности, корысти, эгоизма.

 

Нарушение благополучия государства начинается с нарушения благополучия в мировоззрении человека, а мировоззрение формируется благодаря обретению знаний о мире. Если среди формирующих мировоззрение компонентов нет знаний о Создателе, то откуда взяться вере в Него? Если у человека нет знаний об Аллахе ﷻ, то не будет и искренней веры в Него.

 

Вопрос соотношения веры и знания весьма тонкий, ибо от его правильного решения зависит судьба всего человечества. Поэтому очень важно внедрять в систему образования и другой вид знаний (вертикальный): который устанавливает и укрепляет связь ума с разумом, разума – с душой, души – с Богом. Без этой связи (religare в переводе с латинского – «связь») любая религиозная деятельность – просто набор упражнений. В Исламе эта связь человека с Создателем передавалась по цепи ученической преемственности. Очень важно принимать знания от чистого (саф), наделённого светом учителя. Это направление в Исламе называется суфизмом.

 

Второй важный момент в получении знаний – наличие цепи ученической преемственности. Почему нельзя получать знания самостоятельно, без учителя, тем более что современная цивилизация предоставляет нам доступ ко всем знаниям: сидя в Интернете, можно иметь доступ ко всем знаниям мира. Ибо знания, полученные не под руководством мудрого учителя, увеличивают гордыню.

 

Европейский философ Фрэнсис Бэкон ещё в XVI веке объявил: «Знания – сила!» Возникает ключевой вопрос: любые ли знания делают тебя сильным, а может, есть набор знаний, от которых ты слабеешь, дуреешь? Отвечаем: да, действительно, не всякое знание есть сила. Тогда возникает следующий важный вопрос: как отличить истинные знания от ложных? Знания, не подкреплённые верой в Бога, не представляют собой силу, а, наоборот, только отнимают её, увеличивают гордыню и сеют раздор.

 

Знания в Исламе – это ильм. «Самой ценной и обязательной для каждого человека наукой является наука о Единобожии (таухид), посредством которой осуществляется познание Всевышнего Аллаха через присущие Ему атрибуты (сыфаты).

 

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина и мусульманки». Под словом «знания» подразумеваются именно такие знания, которые приводят человека к познанию Аллаха I» (Саид-афанди аль-Чиркави. «Сокровищница благодатных знаний»), тем самым делая его более счастливым, а всё общество – благополучным.

 

Любые знания, которые произрастают из фундамента веры в Бога, дают свет и благополучие, будь это технические, медицинские, юридические, экономические или чисто философские. Знания же, основанные на идее, что человечество – «случайно», несут только разрушение. Именно поэтому естественным результатом всякой только лишь материалистически направленной цивилизации является глубокий экзистенциальный тупик в поисках счастья и благополучия, разочарование в тех ценностях, которые прививала традиционная система образования.

 

Чтобы к старости, перед смертью, не переживать глубокую тоску за напрасно потраченные усилия, бесполезно полученные знания, необходимо уже в молодости определиться с мировоззренческими ценностями, определяющими фундамент бытия, и сделать акцент на гармоничности веры и знаний. Необходимо правильно расставить приоритеты, ибо от этого будет зависеть судьба как отдельного человека, так и всего человечества. 

Гузель Вильданова 

доктор философских наук, профессор
 

Также в рубрике

Народная больница

Дагестан. Май 2020 года. Кажется, мы пережили весь ужас фильмов-катастроф – со всеми спецэффектами, разрухой,

Забота о детях

Детей в возрасте до 6–7 лет не стоит ругать, к тому же повышая при этом голос. Воспитывать их следует, проявляя

Не «жалейте» мусульманок

Конечно, речь в статье пойдёт не о жалости как социальном явлении. Жалость, сострадание, сочувствие – одни из

Аттестат онлайн

Трудно было представить, что в один миг всё образование не только нашей страны, но и всего мира уйдёт на