Иерусалим или...

В более поздних источниках он записан как Урусалим, ещё позже – как Урсалимму. Греки называли город Иеросолима (греческое «иерос» – святой). А при правлении римлян город был назван в честь императора Публия Элия Траяна Адриана – Элия Капитолина, точнее, города и не было, он был разрушен в 79-м году. Посетив развалины Иерусалима в 130 г. н. э., император приказал отстроить город.
Постепенно за городом закрепилось название Илия, под таким названием он был известен и мусульманам, но позднее они стали называть город Мадина Байт аль-Макдис («святой дом, святыня»), потом – просто Байт аль-Макдис («храм»). А в X в. в арабском языке за городом закрепляется заимствованное из иврита название Урушалим с эпитетом «аль-Кудс» («святость, святой»; Байт аль-Кудс или Мадина аль-Кудс, то есть святыня или Святой город).
История Иерусалима неразрывно связана с жизнью многих пророков. Это удивительный город, отличающийся воистину уникальным прошлым. Но расскажем о самом значительном, на наш взгляд, событии из истории Иерусалима.
VII век нашей эры
В 614 г. персы под предводительством Хосрова II Парвиса (шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 591 по 628 год) осадили Иерусалим. Взятие города сопровождалось кровавой резнёй и разрушением христианских святынь. В 629 г. византийцы во главе с императором Ираклием вновь овладели Иерусалимом. Город перешёл под протекторат христиан, а иудеи были изгнаны.
Договор Умара رضي الله عنه
Но в 636 году армия императора Ираклия была окончательно разбита в битве при Ярмуке. Интересный факт: войско византийцев насчитывало более 240 тысяч воинов, а вот мусульмане смогли противопоставить им всего лишь 40 тысяч под командованием Халида ибн аль-Валида رضي الله عنه по прозвищу Меч Аллаха, одного из сподвижников Пророка Мухаммада e. После этого Абу Убайда رضي الله عنه, главнокомандующий войском мусульман в Сирии, получил от халифа Умара رضي الله عنه указание освободить Иерусалим.
В ноябре 637 года войска халифата подошли к городу. Через четыре месяца осады, в апреле 638 года, патриарх Софроний согласился сдать город без боя, заплатить джизью, но при одном условии – халиф должен был лично приехать в Иерусалим.
О том, что халиф уже приближается к городу, Софронию сообщили посланные вперёд мальчишки. И патриарх, надев своё облачение, в окружении приближённых вышел к городским вратам встречать Умара رضي الله عنه. Но не делегация показалась – в клубах пыли шёл верблюд с наездником, а за поводья его вёл высокий мужчина. Это и был Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб аль-Адавий رضي الله عنه – второй праведный халиф.
Каково же было удивление встречающих, когда в этом страннике в припорошённой пылью одежде, сотканной из верблюжьей шерсти, они узнали халифа Умара رضي الله عنه! На верблюде сидел его раб, с которым они во время пути менялись местами, к седлу была приторочена сумка с финиками.
Патриарх Софроний был поражён простотой халифа, более того, его вид вызвал у него скорбное восклицание. Он предложил Умару رضي الله عنه переодеться и преподнёс ему белый sidonion – одежду византийского патриция. (Источник: Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть вторая. Церковь в эпоху Вселенских Соборов.)
Но Умар رضي الله عنه согласился принять подношение только на время, до тех пор, пока не будет выстирана его одежда. Дело в том, что второй праведный халиф всех мусульман носил только ту одежду, на которую заработал своим трудом – продажей опахал, из листьев финиковой пальмы.
В ходе встречи патриарха и халифа были обговорены первые условия сдачи Иерусалима мусульманам. Когда наступило время намаза, халиф Умар رضي الله عنه попросил показать ему место для молитвы. Ему указали на храм, но совершать намаз в церкви он отказался, сказав: «Если бы я помолился внутри церкви, мусульмане, пришедшие позже, овладели бы этим храмом, сказав, что я молился в нём».
Нынешняя мечеть Умара (или Масджиду Умар) была построена над этим местом сыном Салахуддина Айюби Афдхалом Али в 1193 году нашей эры, а отремонтирована султаном Абдул Хамидом II (1839—1860).
Тогда же были приняты заветы Умара رضي الله عنه, сохранившиеся до наших дней. Они гарантировали христианам свободу вероисповедания:
«...защиту их жизни, имущества, церкви и крестов, а также больных и здоровых, а также всей религиозной общины.
Их церкви не должны быть заняты, разрушены или отняты полностью или частично. Ни их кресты, ни имущество не должны быть конфискованы. Они не должны подвергаться принуждению в своей религии, и никто из них не должен быть ранен. Народ Ильи (арабское название Иерусалима) должен платить налог джизии, как это делают жители городов.
Свидетели здесь:
Халид ибн аль-Валид,
Амр ибн аль-Асс,
Абдул-Рахман ибн Ауф,
Муавия ибн Абу Суфьян».
(По тексту, опубликованному в Каире на английском языке в Brill Printing Press London, в книге Tareekh Al Umam wal Molouk («История народов и королей»), часть III, стр. 105).
Халиф Умар رضي الله عنه попросил патриарха показать ему место, где находился храм – мечеть аль-Акса в Иерусалиме, куда перенёсся Пророк e из Запретной мечети в Мекке. Храмовая площадь оказалась завалена мусором и нечистотами.
Халиф повелел расчистить мечеть и сам принимал в этом непосредственное участие.
Хотя в Иерусалиме поселилось много арабов, большинство населения города продолжали составлять христиане. На значение, которое халифы династии Омейядов придавали Иерусалиму, указывает и то, что основатель династии Муавия I был в 661 г. провозглашён халифом в Иерусалиме, и широкое строительство, которое Омейяды вели в городе.
В 716 г. резиденция халифов была перенесена в Рамлу, и Иерусалим утратил значение административного центра. Тем не менее правители династии приезжали в Иерусалим, и по их приказанию были восстановлены городские стены. В 800 г. Харун ар-Рашид передал христианские святыни Иерусалима под покровительство Карла Великого, что стимулировало строительство христианских храмов и монастырей в городе.
В 878 г. вся территория была присоединена к Египетскому султанату; с тех пор вплоть до османского завоевания в 1516 г. (за исключением периода крестовых походов) Иерусалим находился под властью египетских правителей. Город не играл важной роли в политических событиях на Ближнем Востоке и лишь изредка упоминается в летописях; однако арабские историки сообщают, что правителей Египта погребали в Иерусалиме.
Город во время мусульманского владычества
Как свидетельствуют летописи географов и путешественников того периода, первые четыре столетия мусульманского владычества были для Иерусалима благоприятны. Город окружала мощная стена со рвом и восемью воротами; внутри стен находились благоустроенные и чистые базары; улицы были вымощены камнем. И хотя Иерусалим продолжал оставаться по преимуществу христианским городом, тем не менее здесь в мире жили и мусульмане, и иудеи.
Однако 15 июля 1099 г. город после сорокадневной осады был взят крестоносцами, которые вырезали его мусульманское и иудейское население. Но это уже совсем другая история.
Гуризада Камалова