26 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.03.2020 (по Ханафи)

1. – Можно ли совершить заупокойную молитву (джаназа-намаз), если покойный омыт, но не завёрнут в саван, а вместо этого одет в обычную одежду? Переодевать в саван близкие не собираются. 2. – Обязательно ли отвечать на азан, если ты находишься в мечети и читаешь Коран? 3. – У меня произошёл спор со знакомым, который настаивал, что сперма не является наджасой (нечистотой), хотя я слышал от местного имама, что она наджаса. Ответьте, пожалуйста, кто из нас прав? 4. – Если я засомневался, действительно ли моё омовение, как мне правильно поступить? 5. – Можно ли есть мясо, если животное резал человек, который не молится? 6. – Если жена скажет мужу, что он ей больше не муж, а брат, нарушается ли их никях? Могут ли они дальше быть вместе? 7. – Можно ли брить волосы под мышками и на лобке при отсутствии полного ритуального омовения (купания)? 8. – Я развожу овец. Поясните, пожалуйста, когда и как выплачивать закят. 9. – Можно ли читать аср (предвечерний) намаз последователю ханафитского мазхаба по шафиитскому расписанию (рузнама) за имамом в мечети и не в мечети? 10. – Можно ли сбривать волосы на спине или на груди? 11. – Можно ли удалять волосы, растущие на лобке, не лезвием, а нанесением специальных средств (мази) для удаления волос? 12. – Один человек должен мне денег, но он не может их вернуть. Могу ли я попросить его выполнить определённую работу вместо возврата долга?

1. – Можно ли совершить заупокойную молитву (джаназа-намаз), если покойный омыт, но не завёрнут в саван, а вместо этого одет в обычную одежду? Переодевать в саван близкие не собираются.

– В этом случае джаназа-намаз необходимо совершить, но обязательно надо закрыть всё тело покойного. И если родственники отказываются заворачивать в саван по сунне, то одежда, которая на покойном, и будет частью савана. Останется только закрыть тканью те места, которые не закрыты одеждой, например, руки, голову и т. д. После того как закрыли открытые части, совершается джаназа-намаз.

2. – Обязательно ли отвечать на азан, если ты находишься в мечети и читаешь Коран?

– Что касается ответа на азан словами (имеется в виду повторение за муэдзином), то по этому поводу мнения учёных разделились. Одни считают, что это является ваджибом (обязательным). В таком случае человек обязан прекратить все дела, даже чтение Корана, и отвечать на слова азана, повторяя за муэдзином. Другие же посчитали, что отвечать на азан словами является сунной.

 

Согласно данному мнению, можно продолжить чтение Корана, хотя в любом случае сделать паузу и ответить на азан будет более правильным.  Согласно обоим мнениям, разрешается не отвечать на азан словами, если человек ест или ведёт урок по религиозным наукам. Также не должен отвечать на азан человек, который находится в намазе, произносит или слушает хутбу (проповедь), а также находясь в отхожем месте. 


Ибн Абидин, подводя итог по этому вопросу, пишет, что отвечать на азан словами является желательным. А отвечать на азан приходом в мечеть является ваджибом в том случае, когда человек знает, что не сможет потом совершить этот намаз коллективно (джамаатом). Если же получается совершить намаз чуть позже, коллективно, в мечети или дома, то необязательно, а желательно идти в мечеть, чтобы совершить намаз в начале времени и с большим количеством людей («Хашияту Ибн Абидин»). 

 

3. – У меня произошёл спор со знакомым, который настаивал, что сперма не является наджасой (нечистотой), хотя я слышал от местного имама, что она наджаса. Ответьте, пожалуйста, кто из нас прав? 

– Причина ваших разногласий в том, что и точки зрения учёных по этому вопросу тоже не совпадают. Так, по ханафитскому мазхабу сперма считается нечистотой, в отличие от мазхаба имама аш-Шафии.

 

4. – Если я засомневался, действительно ли моё омовение, как мне правильно поступить?

– Если человек изначально уверенно знал, что он совершил омовение, но сомневается, сохранилось ли оно, то необходимо придерживаться того, что омовение было, а значит – оно осталось. А если, наоборот, человек знал, что у него омовение было нарушено, и сомневается в том, совершил он омовение или нет, то основой будет его отсутствие. 

 

5. – Можно ли есть мясо, если животное резал человек, который не молится?

– Если человек не совершает намаз из-за лени и слабости веры, то он продолжает оставаться верующим мусульманином, но совершающим большой грех. И так как он является мусульманином, зарезанное им животное будет дозволенным, если он при этом произнёс имя Всевышнего («Бисмиллях»). Если специально не произнёс имя Аллаха ﷻ (не по забывчивости), то мясо такого животного есть нельзя.

 

6.  – Если жена скажет мужу, что он ей больше не муж, а брат, нарушается ли их никях? Могут ли они дальше быть вместе? 

– Какие бы слова ни сказала жена мужу, они не влияют на действительность никяха и не могут означать развод. Развод – это привилегия мужа.

 

7. – Можно ли брить волосы под мышками и на лобке при отсутствии полного ритуального омовения (купания)?

– Делать это нежелательно (макрух). То же касается и подстригания ногтей («Аль-Фатава аль-Хиндия»).

 

8. – Я развожу овец. Поясните, пожалуйста, когда и как выплачивать закят.

– Минимальное количество овец, с которых выплачивается закят, – сорок голов. Если количество овец достигло сорока голов и после этого прошёл год, то выплачивается одна годовалая овца (самка или самец). Условием является, чтобы овцы, с которых выплачивается закят, паслись большую часть года на различных пастбищах. Если же хозяин был вынужден кормить их, большую часть года закупая сено, комбикорма, то с этого скота закят не выплачивается. 


Если поголовье увеличится и достигнет 121 и более голов, то с них выплачиваются уже две годовалые овцы. И так продолжается до 200 голов. С 201-й по 399-ю голову выплачивается три годовалые овцы.  С 400 голов отдают четыре годовалые овцы. Затем с каждой сотни – по одной годовалой овце или годовалому барану. Козы также входят в число овец и с них подобным же образом выплачивается закят («Ал-Любаб фи шарх аль-Китаб»).
 

 

9. – Можно ли читать аср (предвечерний) намаз последователю ханафитского мазхаба по шафиитскому расписанию (рузнама) за имамом в мечети и не в мечети? 

– Да, можно. В ханафитском мазхабе есть два решения по поводу начала времени аср-намаза. Имам Абу Ханифа сказал, что аср-намаз начинается, когда тень предмета станет в два раза больше самих предметов и немного удлинится, плюс к этому минимальная тень, которая была во время зенита.

 

Ученики Абу Ханифы Абу Юсуф и Мухаммад считали, что предвечерний намаз начинается, когда тень предмета будет равной этому предмету и немного удлинится, плюс к нему минимальная тень в зените, как об этом сказал имам аш-Шафии. Следовательно, вы можете совершить предзакатный аср-намаз, следуя одному из мнений учёных ханафитского мазхаба. И разницы нет, совершаете вы его в мечети за имамом или самостоятельно дома, на работе, отдельно. 


Однако будет более правильным совершить аср-намаз позднее, по второму времени, и это будет проявлением предосторожности и уверенным поступком («Марак аль-Фалях»).
 

 

10. – Можно ли сбривать волосы на спине или на груди? 

– Бритьё волос на спине и груди не запрещено, однако, делая это, вы нарушаете требования этики (адаба) («Аль-Фатава аль-Хиндия»).

 

11. – Можно ли удалять волосы, растущие на лобке, не лезвием, а нанесением специальных средств (мази) для удаления волос?

– В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Допускается обрабатывать лобок средством для уничтожения волос на теле».

12. – Один человек должен мне денег, но он не может их вернуть. Могу ли я попросить его выполнить определённую работу вместо возврата долга? 

– Да, это допускается. Такое решение данного вопроса называется «сульх» (примирение), и оно приобретает вид работы по найму. То есть долг заранее оценивается в качестве платы за эту проделанную работу. И в данном случае будут рассматриваться все условия работы по найму. Это значит, что работа должна быть конкретизирована сроком или количеством, в зависимости от её вида («Ал-Любаб фи шарх аль-Китаб»).