29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Вознесение Пророка ﷺ

Исра’ – путешествие Пророка ﷺ из мекканской мечети аль-Харам в мечеть аль-Акса (Иерусалим, Палестина). Ми’радж – последовавшее за этим вознесение Посланника Аллаха ﷺ на небеса и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей.

Ибн Са’д считает, что Исра’ и Ми’радж произошли в месяц Раджаб, за 18 месяцев до хиджры (переселения Пророка ﷺ из Мекки в Медину). 


Перенесение и вознесение Посланник Аллаха ﷺ совершил душой и телом. Поэтому это событие является одним из удивительнейших чудес, которыми Аллах ﷻ почтил Своего Любимца ﷺ.
В эту ночь Пророк Мухаммад ﷺ спал возле почтенной Каабы в месте, называемом «хиджру Исмаиль», рядом со своими сподвижниками Хамзой رضي الله عنهи Джа’фаром رضي الله عنه.


В одной из многочисленных версий этого удивительного события рассказывается, что к Пророку ﷺ пришли три ангела: Джабраиль عليه السلام, Микаиль عليه السلام и Исрафиль عليه السلام. Они забрали Посланника Аллаха ﷺ так, что спящие рядом сподвижники даже не узнали об этом.

 

Джабраиль عليه السلام с Пророком ﷺ пришёл к источнику Зам-зам, где рассёк ему грудь, без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза, после наполнив его мудростью и верой, и поставил на нём печать пророчества. Затем сердце поместил обратно и сжал грудь – и стало оно биться как прежде. Затем подвели к нему животное под названием Бурак (райское животное, чуть выше осла и ниже мула).


Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика رضي الله عنه хадис, где говорится: «Ко мне привели животное Бурак. Оно, подобно взору, быстро достигало любой цели. Я ехал на нём, пока не достиг Байт уль-Мукаддаса (мечеть в Иерусалиме).

 

По пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката намаза. Также мы остановились в местности Мадьян, возле дерева пророка Мусы (Моисей) عليه السلام, где также я совершил молитву в два ракаата.

 

Потом продолжили путь, пока не достигли горы Тур ас-Сайна, где пророк Муса عليه السلام разговаривал со Всевышним, и там совершил два ракаата, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса (Иисус) عليه السلام, сын Марьям (Мария), здесь я тоже совершил два ракаата».


Каждый раз, когда останавливались, ангел Джабраиль عليه السلام спрашивал Пророка v: «Знаешь ли ты, что это за место?» Пророк v отвечал: «Не знаю». После чего Джабраиль عليه السلام подробно рассказывал историю, связанную с этим местом. 


Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть аль-Акса, Пророк ﷺ привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошёл в мечеть и совершил со всеми пророками коллективный намаз в два ракаата как имам. Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошёл ангел Джабраиль عليه السلام с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка v пал на молоко. Джабраиль عليه السلام же на это сказал: «Ты выбрал чистоту».


Вскоре они вознеслись на первое небо. Там Джабраиля عليه السلام спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраиль». Тогда его спросили: «А кто с тобой?» – «Мухаммад v». – «Разве он послан?» – «Да, он уже послан», – ответил Джабраиль عليه السلام. Когда открылись небесные врата, они увидели пророка Адама عليه السلام, который, поприветствовав Пророка ﷺ, попросил у Всевышнего для него блага.


После этого они вознеслись на второе небо. Им задавали те же вопросы, и ангел Джабраиль عليه السلام отвечал точно так же. Подобное происходило на каждом из семи небес.

На втором небе Посланника Аллаха ﷺ встретили пророки Иса (Иисус) عليه السلام и Яхья (Иоанн Предтеча) عليه السلام, сын Закарии (Захария) عليه السلام.

На третьем – пророк Юсуф (Иосиф) عليه السلام, которому была дарована половина красоты мира.

На четвёртом – Идрис (Енох) عليه السلام, на пятом – Харун (Аарон) عليه السلام,

на шестом – Муса (Моисей) عليه السلام и

на седьмом – Ибрахим (Авраам) عليه السلام. 


После этого Пророк ﷺ с Джабраилем عليه السلام дошёл до местности Сидрат уль-Мунтаха – предела всего; никто даже из ангелов не пересекал этот рубеж. И ангел Джабраиль عليه السلام, остановившись, сказал: «Тут заканчивается мой путь. О Любимец Аллаха , если я сделаю ещё один шаг, то сгорю».


Пророк ﷺ дальше пошёл один. И перед ним открылись завесы, он увидел великое множество таинств и знамений Творца, величие и красоту Всемогущего Господа.


… На утро следующего дня после вознесения Пророк ﷺ сообщил о том, что с ним произошло. Услышав его рассказ, многобожники, смеясь, стали передавать друг другу эту новость.


Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка ﷺ: «О Мухаммад ﷺ, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?» – «Да», – ответил Пророк ﷺ и начал повествование о своём ночном путешествии. 
Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада ﷺ, удивились, говоря: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку?

 

Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад ﷺ утверждает, что это огромное расстояние он прошёл в одну ночь и вернулся в Мекку».


Посланник Аллаха ﷺ отвечал, что такова была воля Господа. Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел по пути караван, направлявшийся в город, и подробно описал его. Мухаммад ﷺ сказал, что караван прибудет в Мекку в среду на восходе солнца. И караван прибыл именно в это время.


Некоторые из противников Пророка ﷺ поспешили сообщить о произошедшем чуде Абу Бакру رضي الله عنه, в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха ﷺ ответил: «Если Пророк ﷺ об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему, если его слова будут даже более невероятными». Поэтому его назвали ас-Сиддик – за то, что он без сомнений оправдал Посланника Аллаха ﷺ.


До события Исра’ валь-Ми’радж Посланник Аллаха ﷺ молился подобно пророку Ибрахиму عليه السلام – по два ракаата утром и вечером. После этого ангел Джабраиль عليه السلام обучил Пророка ﷺ намазу и временам его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.

Адиль ибрагимов