Чудеса пророка Исы (Иисуса) عليه السلام

Хадис Пророка ﷺ гласит: «Любовь к мирскому – голова всему дурному и предосудительному» (аль-Байхаки). Любовь к мирскому с лёгкостью тянет человека к коварству и обману, заставляет забыть о стыде и совести, границах дозволенного и запретного, повелениях и предостережениях, ведёт к вражде и разладу. Даже если благодаря хорошей памяти человек постигает много наук, то, не имея разума, он впадёт в заблуждение и не достигнет цели. Малые знания обогатят деяния того, кого наставит Создатель. И малое дерево знаний, плодоносящее добрыми деяниями, лучше, чем огромное бесплодное дерево.

статья опубликована в номере: 4 (593) / от 14 февраля 2020 (Джумад уль-ахир 1441 г.)
49

По просьбе апостолов с неба стал ниспосылаться маидат (накрытый стол с едой). О том, как это происходило, в книгах преданий рассказывается по-разному.

 

Версия Ибн Аббаса

Коротко изложим версию Ибн Аббаса رضي الله عنه, приведённую в книге «Араис». Когда участились просьбы детей Израилевых, Иса عليه السلام ответил им и научил их тому, как поступить. «Если поститься тридцать дней подряд, то Создатель ответит на любую вашу мольбу», – сказал он.

 

После поста они обратились к Исе عليه السلام со словами: «Когда мы выполняем какую-либо работу, хозяин даёт нам пищу. Мы послушались тебя, претерпев голод и жажду, постились, попроси же Аллаха ﷻ ниспослать нам с неба маидат». Иса عليه السلام обратился ко Всевышнему с просьбой даровать им желаемое.

 

Господь внял его мольбе, и Его могуществом народу Израилеву был ниспослан маидат. О том, как он ниспослался, известны различные версии. Одни говорят, что еду спускали ангелы, другие утверждают, что маидат спускался между двумя облаками, истину же знает лишь Аллах ﷻ.

 

О том, что это была за еда, тоже много толков. Согласно одному преданию, это была рыба, которая вобрала в себя вкус всех продуктов. Другие передают, что это были райские плоды, которые ниспосылались утром и вечером в любом месте. Если даже в трапезе участвовало огромное количество людей, еда не заканчивалась, а оставалась как есть. Есть предание от Вахба رضي الله عنه, согласно которому это была лепёшка из ячменной муки и рыба, которые благодатью Господа от употребления только увеличивались.

 

Сподвижник Аммар رضي الله عنه передаёт от Пророка ﷺ, что это были хлеб и мясо. Предание от Мукатила и Калаби гласит: когда Иса عليه السلام попросил Всевышнего нисполать маидат, Он ответил на его просьбу, но с условием, что тех, кто, отведав еды, не уверует, ожидает мучительное наказание.

 

Все дети Израилевы согласились с этим условием. Иса عليه السلام подозвал главу апостолов Шамуна и спросил, не осталось ли у него чего-нибудь из еды. У того нашлись шесть лепёшек и две маленькие рыбы. Пророк Аллаха عليه السلام измельчил всё это, позвал людей и посадил их группами по десять человек.

 

После этого он встал и обратился с мольбой, и Господь ответил на его просьбу: из каждого малого куска образовались целые лепёшки и рыба, и он воздал Всевышнему хвалу за это. Затем он раздал полученное всем присутствовавшим и сказал им, чтобы они приступили к еде, произнеся «Бисмиллах», и так они начали есть. А пищи от употребления не становилось меньше, наоборот, она всё прибывала.

 

Людей было пять тысяч, все насытились, а еды осталось столько же, сколько было. Все засвидетельствовали, что Иса عليه السلام – посланник Аллаха ﷻ. Они вернулись с полей в свои селения и города, и так распространилась весть о чудесах пророка.

 

 

Но люди, не видевшие этих чудес, смеялись над ними. Несчастные объявили их лжецами, сказав, что Иса عليه السلام околдовал их, стали сеять сомнения в их сердцах. Те, кого Аллах ﷻ наставил на истинный путь, остались в твёрдом убеждении, люди же со слабой верой отступили и впали в неверие. Всемогущий Господь, как и обещал, обратил их в обезьян и свиней.

 

Поскольку хавариюны (апостолы) просили ниспослать маидат, Иса عليه السلام весьма постарался для исполнения их просьбы. Он смиренно молил об этом Господа, после чего был получен ответ с упомянутым выше условием. С неба на глазах у всех опустился невиданный доселе красный поднос, источавший удивительно приятный аромат. После этого Божий посланник عليه السلام пришёл в смятение, совершил омовение и стал усердно молиться и рыдать, прося Всевышнего сделать его из числа благодарных Его рабов.

 

Затем пророк عليه السلام обратился к апостолам: «Пусть лучший из вас в богослужении снимет с подноса покрывало и начнёт есть, произнеся “Бисмиллях”». Старший из апостолов – Шамун – сказал, что Иса عليه السلام достоин это сделать и начать трапезу. Пророк عليه السلام, начав с «Бисмиллях», снял с подноса платок. Там была свежеиспечённая в масле рыба без костей. У головы её была соль, у хвоста – уксус, а вокруг – разные овощи и зелень.

 

Рядом лежало пять лепёшек, на каждой были разные продукты: сыр, мёд, масло, маслины и сушёное мясо. «Вот трапеза, дарованная Всевышним по вашей просьбе, теперь ешьте», – обратился к присутствующим Иса عليه السلام. Они же бесцеремонно потребовали: «Покажи нам ещё одно чудо!» Пророк عليه السلام велел рыбе: «Оживи с позволения Аллаха ﷻ!» Рыба ожила и стала прыгать, и все вокруг испугались. «Что вы за люди, испугались того, что просили сами?» – сказал им Иса عليه السلام.

 

Затем велел рыбе: «Стань такой, какой была, с позволения Аллаха ﷻ!» И она стала такой, как прежде, но люди побоялись притронуться к ней. Они сказали Исе عليه السلام: «Сначала ешь сам, а потом и мы последуем». Иса عليه السلام побранил их, сказав, что это они требовали еду и сами должны есть её.

 

Но они по-прежнему отказывались есть рыбу. Тогда пророк عليه السلام собрал всех бедных и нищих (всего тысячу триста человек), поздравил их и предложил им начать трапезу. Все стали есть, но даже после того, как все насытились, еды не стало меньше. Затем на глазах у всех поднос поднялся в небо.

 

Все, кто отведал с маидата, получили благодать: слепые стали зрячими, больные исцелились, парализованные встали, излечились прокажённые, бедные разбогатели. Увидев всё это, те, кто отказался от еды, стали сожалеть об этом. Впоследствии поднос через день с восходом солнца опускался с небес, и ели с него все: старики и дети, женщины и мужчины, бедные и богатые. И это повторялось сорок раз.

 

После этого Всевышний ниспослал Исе عليه السلام откровение о запрете посещения трапезы богатыми. Те, в свою очередь, тяжело перенесли этот запрет, из-за чего стали сомневаться в этом чуде и сеять сомнения в сердцах других. «Вы верите в действительность маидата?» – спрашивали они друг друга. «Теперь вы погибнете, готовьтесь, наказание постигнет вас», – сказал им Иса عليه السلام.

 

Господь отправил пророку عليه السلام откровение с предупреждением о наказании для тех, кто посчитает маидат ложью. Но пророк عليه السلام не стал просить для них наказания. «Накажешь или простишь – это Твои рабы», – оставил он всё на Всевышнего. Впавших в неверие по причине отрицания чуда было триста тридцать человек.

 

Они вечером спокойно легли спать, а утром проснулись в образе свиней. Увидев это, люди растерялись и стали звать Ису عليه السلام. Они плакали вместе с ним, жалея тех, кого постигло столь суровое наказание. Люди, превратившиеся в свиней, собрались вокруг него и тоже плакали. Он звал их по именам, они в ответ кивали головами. Три дня провели они, копаясь на мусорной свалке, а потом все умерли.


Продолжение. Начало в предыдущих номерах


ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ
 

Также в рубрике

Краткое сказание о пророке Хизкиле (Иезекииль) عليه السلام

Царь потомков Израилевых приказал (своему народу) готовиться к сражению с врагами. Все снарядились к бою, но,

Призыв апостолов в городе Антакья

Однажды Иса عليه السلام отправил двоих апостолов в город Антакья (Антиохия-на-Оронте, ныне город в Турции). На

Вознесение пророка Исы (Иисуса) عليه السلام на небеса

Во времена пророка Исы عليه السلام самой развитой из наук была медицина, и посланный Всевышним пророк был

Чудеса пророка Исы (Иисуса) عليه السلام

В пути Иса عليه السلام остановился в некоем городе. Он открыл апостолам тайну, что в городе есть клад, и