27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.03.2020 (по Шафии)

1. – Можно ли читать Коран над покойным до окончания похорон? 2. – Как правильно совершать обязательный намаз, путешествуя на самолёте (транспорте)? 3. – Имею ли я право оставлять себе вещи, найденные металлоискателем в общественных местах или под землёй? 4. – Можно ли умру (малый хадж) совершать многократно? 5. – Если у человека нет возможности совершить хадж, но он может отправиться в умру, обязан ли он совершить её? 6. – Можно ли сжечь (утилизировать) частично сгоревшие экземпляры Корана или же ветхие (истлевшие) листы, где написаны аяты, хадисы и т. п.?

1. – Можно ли читать Коран над покойным до окончания похорон?

– Людям, непосредственно не участвующим в подготовке умершего к погребению, читать Коран желательно. И не имеет значения, где они находятся: рядом с умершим или далеко от него. Предпочтительнее читать суру «Ясин», в отличие от других сур её читают многократно.

 

Тем, кто не обладает знаниями правильного чтения или не умеет читать суру «Ясин», но умеет правильно читать только определённые суры, такие как «Аль-Ихляс» и т. п., то им предпочтительно читать то, что они хорошо знают из Корана. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аль-Жамаль»)

 

2. – Как правильно совершать обязательный намаз, путешествуя на самолёте (транспорте)?

– Если, находясь в полёте, человек предполагает, что до наступления времени следующего намаза он успеет прибыть на место и совершить своевременный обязательный намаз, повернувшись в направлении киблы (Каабы), то он должен отложить его на это время и совершить молитву канонически с соблюдением всех её условий.

 

Если же предполагает, что он не успеет, то сразу же после наступления времени приступает к намазу. Если человек совершил намаз в полёте не в направлении киблы, а по прилёте оказалось, что время следующего намаза ещё не наступило и есть возможность совершить его, повернувшись в направлении киблы, то он обязан совершить молитву заново.

 

Если же (после совершения намаза) обстоятельства, не дающие возможность совершить намаз в сторону киблы, не изменились до наступления времени следующего намаза, то его необходимо возместить, но не срочно, хотя желательно возместить как можно быстрее.

 

При отсутствии возможности совершить обязательный намаз стоя, например из-за головокружения или если правила перевозки пассажиров не позволяют ему совершить намаз как положено, то человек должен совершить его сидя, и он не обязан возмещать молитвы, если совершил её, повернувшись в направлении киблы. Совершая намаз сидя, в поясном поклоне нужно наклониться вперёд как можно ближе к земле, а в земном поклоне – чуть ниже, чем в поясном.

 

«Совершение намаза в направлении киблы является его условием. Что касается человека, который не может этого сделать, например не может выйти из транспорта, опасаясь за жизнь или имущество, то он обязан совершить намаз в направлении своего движения, и молитва считается действительной, но её необходимо потом возобновить. Если есть выбор: совершить намаз сидя, но повернувшись в сторону киблы, или стоя, но в другом направлении, то нужно совершить намаз сидя, и возмещать его не надо» («Тухфат аль-Мухтадж»).

 

«Тот, кто совершает обязательный намаз на корабле, должен его совершать стоя, но если есть причина, по которой ему трудно стоять, например головокружение и т. д., то нужно совершить его сидя, и этот намаз не нужно совершать заново (если, конечно он его совершил, повернувшись в направлении киблы)» («Хашия аш-Ширвани»).

 

3. – Имею ли я право оставлять себе вещи, найденные металлоискателем в общественных местах или под землёй?

– Находкой (луката) считается имущество, найденное в общественных местах, потерянное (например, по халатности хозяина), собственник которого неизвестен. Нашедшему такое имущество желательно его подобрать, если он уверен, что не обманется и будет соблюдать все условия по отношению к найденной вещи.

 

Нашедший потерянное несёт за него ответственность, и ему необходимо определиться, как он намерен поступить с находкой. Нашедший что-либо – после выполнения всех требований – может оставить находку себе, но если он не желает этого, то должен хранить её, пока не найдётся хозяин.

 

Если нашедший вознамерился оставить вещь себе или же сохранить, пока не найдётся хозяин, то он обязан в течение года объявлять о находке с целью найти её хозяина. Если находка на момент обнаружения представляет в этой местности более или менее определённую ценность, то о ней необходимо объявлять в течение целого года. Однако объявлять о находке каждый день в течение года не является условием.

 

В первую неделю о находке объявляется два раза в течение дня в местах массового сбора людей. В следующую неделю объявляют один раз в день, а дальше уже раз в неделю. Таким образом, объявляют, пока не пройдёт в общем семь недель.

 

В последующем надо объявлять раз в месяц до истечения года. Этот порядок является желательным для соблюдения, но обязательно, чтобы поиски хозяина продолжались в течение года. В первое время чаще, а в дальнейшем уже реже. В объявлении необходимо ограничиться лишь самой необходимой информацией о находке во избежание обмана.

 

Если после поисков нашедший решил оставить находку себе, то расходы на объявления и поиски оплачивает он сам. Если же он решил просто сохранить вещь, то счета за объявления и поиск оплачивает хозяин имущества.

 

Если находка не ценная (небольшая сумма денег), то есть если это имущество, о потере которого люди в большинстве случаев особо не сожалеют и не тратят много времени на поиски, то нашедший такую вещь не обязан искать хозяина в течение целого года.

 

Достаточно объявлять о находке столько времени, сколько владелец обычно искал бы утерянное. К примеру, найдя полграмма серебра, достаточно объявить один раз на месте его обнаружения. Если в поисках хозяина прошёл год или меньше и нашедший решил сделать находку своей собственностью, ему необходимо произнести слова, указывающие на это, к примеру: «Я оставляю это себе!»

 

Если же хозяин объявится после того, как нашедший стал собственником, то находку или что-либо другое, по согласию её хозяина, тому необходимо вернуть. Если нашедший хочет отдать найденное на пожертвование, то сначала необходимо выполнить все перечисленные требования, стать его собственником, и только после этого он может распоряжаться этим имуществом. Если, после того как отдал на пожертвование, найдётся хозяин, то также необходимо вернуть эту вещь, если она осталась, или подобное ей, или же сумму, эквивалентную цене этой вещи. («Тухфат альМухтадж»)

 

4. – Можно ли умру (малый хадж) совершать многократно? 

– Делать это желательно (суннат), даже несколько раз в год, особенно в месяц Рамадан. В достоверном хадисе передано, что Пророк ﷺ сказал: «Умра в месяц Рамадан равна (по вознаграждению) хаджу, совершённому со мной» (аль-Бухари, Муслим) («Минхадж», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама ашШирвани).

 

5. – Если у человека нет возможности совершить хадж, но он может отправиться в умру, обязан ли он совершить её?

– Хадж и умра (малый хадж) – это отдельные обряды, которые обязаны совершить каждый мусульманин и мусульманка один раз в жизни, если на то есть материальная и физическая возможность. Если у человека есть материальная и физическая возможность совершить умру, но нет возможности совершить хадж, например, из-за того, что для него требуется больше средств, чем на умру и т. д., то малое паломничество для него становится обязательным, то есть ему уже желательно его совершить в срочном порядке, хоть он и имеет право откладывать, если есть предположение, что в будущем не возникнут причины, препятствующие его совершению.

 

К таким причинам можно отнести опасения, что он заболеет, или есть основания полагать, что он может в будущем потерять своё имущество. Если же он отложил совершение умры и умер или заболел хронической болезнью, которая лишила его этой возможности, то в срочном порядке необходимо отправить человека совершить за него малое паломничество, выделив в первом случае (если он умер) из его наследства, а во втором (при заболевании) – из своих средств деньги на совершение умры. («Хашия ат-Тармаси»)
 

 

6. – Можно ли сжечь (утилизировать) частично сгоревшие экземпляры Корана или же ветхие (истлевшие) листы, где написаны аяты, хадисы и т. п.?

– Если возникает необходимость уничтожить обветшавшие листы с текстами Корана, изречениями Пророка ﷺ (хадисами), религиозных книг и т. п., то их нельзя класть в трещины или подобные им места – выпав, они могут оказаться под ногами.

 

Также нельзя рвать их на мелкие кусочки, потому что слова и буквы отделяются друг от друга, что тоже считается проявлением неуважения к Священному Корану, хадисам и т. п. При необходимости написанное можно смыть водой или сжечь. Однако есть мнение, что сжигать лучше, чем смывать, так как вода, которой смывали, может также попасть на землю, и это будет проявлением неуважения к Священной Книге. («Аль-Иткан фи улум иль-Куран»)