Знакомство с литовскими мусульманами
Мусульмане массово селились близ Вильно возле реки Ваки, а также в Лидском, Трокском, Ошмянском, Новогрудском, Брестском уездах и на Волыни. В настоящее время эти территории входят в состав Польши, Беларуси и Литвы. На территории последней находится татарская деревня с интересным названием – Сорок Татар. Предлагаем вашему вниманию интервью с жительницей деревни Сорок Татар, общественным деятелем Зитой Милбкаманович.
– Уважаемая Зита, вы являетесь представительницей литовских татар, не поделитесь ли с нашими читателями историей своего народа? Ваша деревня называется по-литовски Кятурясдяшимт Тоторю (Сорок Татар). Очень интересно узнать, как появилось такое название.
– В 2021 году исполняется 700 лет со времени, когда великий литовский князь Гедиминас заключил союз с татарами в борьбе против ордена крестоносцев. Есть исторические сведения, подтверждающие, что в 1324 году в Великом княжестве Литовском уже существовали татарские поселения.
И всё же до сих пор литовские татары считают великого князя литовского Витаутаса своим покровителем и основателем татарских поселений. Этот исторический факт нашёл в народной памяти отражение в легендах, молитвах за короля Витаутаса.
И даже название деревни Сорок Татар связано с этим именем. Так как, согласно распространённой легенде, литовский король даровал татарам земли и разрешил многожёнство, один татарин от каждой из четырёх жён дождался по десять сыновей. В другой легенде говорится, что первыми поселенцами в этой местности были четыре ротмистра: Соболь, Лошкуть, Байраш и Тыгуш. (И действительно, в этой местности очень распространены фамилии Соболевские и Байрашевские.)
В исторических источниках название деревни Сорок Татар упоминается в первой половине ХV века, а мечеть – с 1558 года, хотя существуют сведения, что мечеть в деревне Сорок Татар была построена ещё во времена великого князя литовского, то есть в 1430 году.
– Сколько татар-мусульман насчитывается сейчас в Литве?
– Литовских татар – окoлo трёх тысяч. Что касается татармусульман, которые прибыли в Литву из Крыма или Казани, то их ещё меньше – немногочисленные общины в городах Клайпеда и Висагинас.
– Мечеть вашей деревни – одно из самых старинных культовых сооружений в Литве. Как вам удалось её не потерять, какие усилия приложили ваши деды для её защиты?
– Что касается нашей мечети, то и в советское время она считалась культовым сооружением и была действующей – благодаря нашему имаму Алею Мустафовичу Шабановичу, исполнявшему свои обязанности долгие годы (с 1950 по 1990 год). Он был в нашем округе уважаемым человеком, фронтовиком, героем труда. Да и во все времена к местным мусульманам существовало лояльное отношение и притеснений из-за религиозных убеждений не было.
– Не могу не спросить про татарскую кухню: вы смогли её сохранить?
– Есть много блюд, приготовление которых связано именно с религиозными обрядами (садака). Именно поэтому они и сохранились до сегодняшнего времени. Здесь можно упомянуть халву (хальму), джайма или блюда, которые готовятся именно в день поминания умершего. Другие связаны с определёнными праздниками.
Блюда литовских татар очень популярны, только попробовать их в кафе или ресторане невозможно. Для этого надо приехать в деревню Сорок Татар или другую татарскую общину. К сожалению, в Литве нет ни одного кафе татарской кухни.
Нашу общину часто приглашают в гости на праздники польские или литовские друзья, и они всегда просят приготовить что-то своё, особенное. Теперь очень популярны мастер-классы по приготовлению национальных блюд – и мы принимаем небольшие группы и демонстрируем весь процесс приготовления татарского пирога «столистник» или лепку пельменей-колдунов.
А национальная кухня – это, конечно, большая мечта: мы стремимся её осуществить, по крайней мере, издали сборник рецептов татарской кухни. Получили нужные сертификаты, также сертификат на производство халяль-продукции, прошли стажировку у крымских татар-поваров. Так что готовы в этой области к сотрудничеству – может быть, кoго-то заинтересует наша идея.
– Как в Литве живётся мусульманам?
– В нашей стране большинство верующих – христиане-католики, поэтому и в городах, и в маленьких поселениях везде есть католические храмы. И православные христиане имеют свои церкви. Есть не так много христиан-старообрядцев, у них также свои церкви и отдельные кладбища.
В столице Литвы есть иудейская синагога и караимская кенасса. Мечети в Вильнюсе нет, но есть два действующих помещения для мусульман, где можно совершить молитву. Koнечно, пятница у нас рабочий день, и все наши религиозные праздники не отмечены в обычном календаре. Но мы относимся к этому спокойно – просто работающие люди, чтобы посетить мечеть, договариваются с работодателем – и встречают понимание.
– Какие традиционные для татар мероприятия у вас сохранились на сегодняшний день?
– Если вы имеете в виду религиозные праздники, то мы их отмечаем со всем исламским миром. Также по пятницам совершаем джума-намаз. У нас рядом с мечетью есть свой культурный центр, где проводится много мероприятий и занятий, а также читаются лекции на религиозные темы. Например, во время Рамадана (а в этом году он начнётся 24 апреля) всегда планируем встречи с интересными людьми, поездки в другие мечети и татарские общины. Всегда планируем работу по благоустройству мизаров и мечети.
– Насколько у вас получается соблюдать требования Ислама? Проводится ли просветительская работа в этом плане?
– Литовские татары более шести столетий живут вдали от исламского мира, и религиозные знания, обычаи, обряды передавались из поколения в поколение в былые времена устно. Люди старшего поколения учили детей и внуков наизусть запоминать молитвы, не зная арабского алфавита.
Очень мало было людей, которые умели читать Коран и пояснить значение. Такие люди всегда были очень уважаемы среди местных мусульман. В настоящее время есть другие возможности для образования и изучения Ислама. Имам мечети в деревне Сорок Татар имеет законченное религиозное образование, со всеми вопросами и разъяснениями всегда можно к нему обратиться, также существует Высшее духовное управление литовских татар, Муфтият.
– И в конце нашей беседы – не расскажете ли о себе?
– Родилась и выросла в деревне Сорок Татар. Занимаюсь общественной деятельностью, помогаю общине нашей деревни. Очень рада и горжусь тем, что я татарка!
– Ваши пожелания читателям газеты «Ас-салам»…
– Только самые наилучшие пожелания читателям, нашим братьям и сёстрам. Будем рады и примем в гости всех желающих.
БЕСЕДОВАЛ РАМИЛЬ ХАСЕНЕВ
Фото автора