29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Детская

Как научить ребёнка читать

Июль – время отпусков и летних каникул для работников большинства профессий, но только не для школьных репетиторов. Внимательные родители используют период летнего отдыха для того, чтобы «подтянуть» отставания в учёбе своих деток-школьников, и это очень правильная тактика. Именно на каникулах нет спешки и постоянного «неуспевания» за школьной программой, ритм занятий можно составить размеренный, удобный и необременяющий для ребёнка. Репетитор – это всегда индивидуальный подход и внимание к мелочам.

Однако не у всех родителей есть свободные средства для того, чтобы отдать ребёнка на занятия к педагогу. В прошлой статье я рассказывала, как подготовить ребёнка к школе, а сейчас поделюсь советом, как научить ребёнка читать, если вы решили заняться этим самостоятельно. Это моя методика, и я успешно использую её в своей репетиторской практике.

Для начала несколько обязательных правил:

1. Набирайте темп постепенно Дошкольник ещё не знаком с учебным ритмом, поэтому приобщать ребёнка к работе следует постепенно. Организуйте первое занятие как ознакомительное – на этом этапе запоминать не обязательно, достаточно просто смотреть, повторять и стараться концентрироваться. Занятия по 10 минут с 5-минутными перерывами. Около 30–40 минут. Во второй день будьте более серьёзны, но не давите. Заостряйте внимание на внимательности, концентрации. Все занятия проводятся живо и в форме игры, однако ваша задача – постепенно приучать ребёнка быстро концентрироваться на задании.

2. Дисциплина Занятия должны проходить регулярно, в одно и то же время. Подготовьте материал заранее, настройтесь на работу.

3. Мотивация Помните о мотивации и вдохновении. Если в какой-то момент не хватает терпения – возьмите таймаут, успокойтесь и подумайте о том, чтобы сменить тактику. Попробуйте подстроиться под особенности восприятия своего ребёнка и нащупать правильный подход. Репетиторы не кричат и не ругают. Задача профессионального репетитора – вдохновить своего учащегося, мотивировать на благотворную работу. Сейчас репетитор для своего ребёнка – вы сами. Настройтесь на правильную волну.

А теперь можно смело приступать к работе!

1. Начнём с алфавита Используйте карточки. В обучении алфавиту карточки – одно из самых удобных и действенных средств. Возьмите первые 5–7 букв. Разучите их, а затем поиграйте. Положите перед ребёнком карточки вперемешку и называйте буквы, а он (она) пусть попробует отыскать их все. Можно привлечь третьего и четвёртого игрока – ведущий поочерёдно называет буквы, а участники стараются наперегонки найти нужную карточку в общей алфавитной колоде. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.

2. После изучения алфавита знакомимся с «секретиками» букв На этом этапе важно рассказать ребёнку, что в алфавите буквы имеют одно название, но при чтении называются несколько иначе. Оговорюсь, что не все дети сразу понимают разницу между буквами и звуками, поэтому я для начала просто называю звуки «секретиками». «Буквы стараются нас запутать, но, зная их секретики, мы обязательно сможем их прочитать». Так, буква «тэ» в слове читается как «т», «эм» как «м» и т.д. Здесь тоже удобно использовать карточки. Называйте звук, а ребёнок пусть находит правильную букву.

3. Сочетания букв На этом этапе нам уже понадобится букварь. Знакомьте ребёнка с буквосочетаниями терпеливо. Часто бывает так, что, даже пройдя первые два этапа успешно и легко, дети начинают сильно путаться именно с буквосочетаниями. Дайте ребёнку прочесть раздел, посвящённый одной букве в букваре (её сочетаниям с другими буквами), а потом предложите ему самостоятельно составить буквосочетания из карточек, которые вы будете называть.

4. Чтение Осилив сочетания букв, можно переходить к чтению по слогам. Здесь важно, чтобы ребёнок понимал, что он читает. Просите делать пересказ после каждого прочитанного текста. Задавайте вопросы. Пересказ и ответы на вопросы по прочитанному тексту – очень важный аспект обучения чтению. Так ребёнок учится сразу понимать и анализировать прочитанные слова.

Ну что ж, на этом пока всё. Успехов вам, дорогие мамы и папы! Помните: самое трудное – заставить поезд поехать, но если уж он тронулся, то дальше идёт по инерции. Недаром говорят в народе: «Было бы желание, а возможности найдутся». Вдохновляйтесь сами, вдохновляйте своих детей, зарождайте в них желание учиться, и вам никогда не придётся их заставлять.

САМИЯ ОРСАКОВА