26 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.12.2019 (по Ханафи)

1.Каким критериям должен соответствовать свидетель при заключении никяха? 2. Обязан ли каждый мусульманин иметь своё собственное завещание? 3. Если я отправился в один город на пятнадцать дней, но через неделю или десять дней решил уехать на два или три дня на расстояние 200 км в другой город, могу ли я совершать намаз сокращённо или мне надо совершать полноценно? 4. Человек поклялся, что не будет читать молитвы, или разговаривать с родителями. Что делать с подобной клятвой? 5. Сколько кормлений требуется, чтобы установить молочное родство? 6. С кем остаётся ребёнок после развода родителей? 7. Если у человека есть пропущенные намазы, можно ли их возмещать в любое время? 8. Что нужно делать с человеком, который умер на корабле? 9. Расскажите, пожалуйста, что является адабом (этикой) во время гусля (полного ритуального купания)? 10.  Какие части тела женщине вменяется в обязанность скрывать в присутствии других женщин – мусульманок и немусульманок? 11. Становится ли человек неверным, если его заставили произнести слова неверия или заставили отозваться руганью о Пророке ﷺ? 12. Можно ли хоронить в одной могиле более одного человека? 13. Скажите, пожалуйста, каково каноническое решение по поводу чтения салавата (благословения) на Пророка Мухаммада ? 14. Кому не разрешается распоряжаться своей собственностью?

1.Каким критериям должен соответствовать свидетель при заключении никяха?

Критериями в отношении свидетеля являются: наличие разума, совершеннолетие, принадлежность к числу свободных людей. Исходя из этого, брак не считается действительным в присутствии свидетелей, одержимых джиннами, детей и рабов. («Бадаи’ cсанаи’»)
 

2. Обязан ли каждый мусульманин иметь своё собственное завещание?

Иметь завещание не вменяется в обязанность, но одобряется. Ибн Абдуль Бар сказал: учёные единогласны в том, что иметь завещание не вменяется в обязанность, кроме тех людей, на ком остались обязательства перед другими.

 

Абу Бакр Абдуль Азиз сказал: завещание обязательно иметь в отношении родственников, которые не получили права на наследование по Шариату. Причиной тому считают аят, в котором сказано: «Если придёт к кому-либо из вас смерть [появятся признаки приближения смерти], а у него остаётся благо [богатство, имущество], то предписано ему [оставить] завещание. Оно предназначено для родителей и родных в соответствии с общепризнанными местными нормами [должно быть справедливо, со вниманием к малоимущим родственникам]». Набожные люди серьёзно подойдут к этому вопросу. 
 

 

3. Если я отправился в один город на пятнадцать дней, но через неделю или десять дней решил уехать на два или три дня на расстояние 200 км в другой город, могу ли я совершать намаз сокращённо или мне надо совершать полноценно?

Если вы отправились в какой-либо населённый пункт, находящийся на расстоянии восьмидесяти одного и более километров на пятнадцать дней, то по прибытию в этот пункт вы совершаете намазы полноценно. Это место будет считаться «ватан икамат».

 

Если же вам пришлось уехать из этого населённого пункта на расстояние сафара (81 км), то этот город перестаёт быть «ватаном икамат» и в пути вы должны совершать намаз сокращённо. А также после прибытия в какой-либо город, в котором вы намерены находиться меньше пятнадцати дней, вы должны совершать намаз сокращённо. («Марак иль-Фалях»)

 

4. Человек поклялся, что не будет читать молитвы, или разговаривать с родителями. Что делать с подобной клятвой?

Подобную клятву произносить греховно, поэтому необходимо нарушить эту клятву и выплатить искупление. Имам Муслим в своём сборнике приводит хадис, переданный Абу Хурайрой رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто поклялся в чём-либо, а потом увидел что-то лучше, чем это, то пусть искупит свою клятву, делает то, что лучше». («Тасхил уль-зарури ли масаили Кудури»)

 

5. Сколько кормлений требуется, чтобы установить молочное родство?

Если кормление было совершено именно в тот срок, в котором устанавливается молочное родство (до двух лет), то количество кормлений не имеет значения, то есть достаточно, чтобы ребёнок попробовал молоко. («Хидая»)

 

6. С кем остаётся ребёнок после развода родителей? 

На первых порах ребёнок должен оставаться у матери или бабушки. После того как ребёнок научится пить, кушать, одеваться самостоятельно и справлять нужду, его следует передать отцу, потому что, после того как ребёнок стал самостоятельным в этих делах, он нуждается в воспитании, в прививании ему хорошего нрава, этики, мужества.

 

А отец в этих вопросах располагает возможностями, превосходящими возможности женщины. Возраст, в котором ребёнок считается самодостаточным, по мнению большинства учёных, – семь лет, так как в большинстве случаев именно в этом возрасте дети становятся самостоятельными.

 

Воспитывать же девочку до совершеннолетия должны мать и бабушка, потому что она нуждается в разъяснении этики касаемо женских вопросов, а женщины в этом деле имеют больше возможностей, чем мужчины. Но после совершеннолетия её следует вернуть отцу. После совершеннолетия девушка нуждается в опеке, защите и сохранности, и отец тут располагает возможностями большими, чем женщины. («Хидая»)
 

 

7. Если у человека есть пропущенные намазы, можно ли их возмещать в любое время? 

Да, конечно, но исключением станут три отрезка времени, в которых запрещено совершать какой-либо намаз:

1) при восходе солнца;

2) во время зенита;

3) при заходе солнца. Исключением является суннат-намаз пятничного дня во время зенита, а также предвечерний своевременный намаз, который можно совершить во время захода солнца, если он не был совершён до этого времени.

(«Мараки аль-Фалях»)
 

 

8. Что нужно делать с человеком, который умер на корабле? 

Если кто-то умер на корабле, а до суши плыть ещё далеко и есть опасение, что дальнейшее пребывание тела покойника может причинить вред присутствующим, то необходимо омыть тело умершего, обернуть в саван, совершить джаназа-намаз и спустить в воду. («Хашияту т-Тахави»)

 

9. Расскажите, пожалуйста, что является адабом (этикой) во время гусля (полного ритуального купания)?

Адабом во время гусля являются те же действия, что и при малом омовении, за исключением направления в сторону киблы, потому как гусль, как правило, принимается в обнажённом виде. Также является макрухом (нежелательным) при купании читать ду’а, потому что человек пребывает в процессе очищения и он обнажён. Является сунной совершать купание вдали от посторонних взглядов, а также совершать двухракатный намаз, так как гусль вбирает в себя вуду (малое омовение). («Нур уль-Идах»)

 

10.  Какие части тела женщине вменяется в обязанность скрывать в присутствии других женщин – мусульманок и немусульманок?

Женщине дозволяется смотреть на те части тела другой женщины-мусульманки, которые дозволяется мужчине видеть у другого мужчины. Они одного пола и, как правило, не испытывают друг к другу никакого влечения, поэтому при необходимости им дозволяется открывать своё тело перед другими мусульманками, за исключением части от пупка до колен включительно. («Хидая»)

 

А что касается женщин-немусульманок, то перед ними мусульманка обязана скрывать все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. «Согласно верному мнению, неверующая женщина подобна постороннему мужчине, следовательно, ей запрещено смотреть на тело мусульманки». («Радд аль-Мухтар»)
 

 

11. Становится ли человек неверным, если его заставили произнести слова неверия или заставили отозваться руганью о Пророке

Если человека заставляют произнести слова отхода от веры (да защитит нас Аллах ﷻ от этого) такими угрозами, как оковы, заключение в тюрьму или битьё, то это не считается оправданием его поступку. До тех пор, пока не возникнет страх лишиться жизни или какого-либо органа. Человеку, которому всё же пришлось произнести слова неверия по вышеназванным причинам, но сердце его было убеждено в обратном, не засчитывается грех.

 

В Коране говорится (смысл): «Кто отрекся от Аллаха, после того, как уверовал, – за исключением тех, кого насильно заставят отказаться от веры (т.е. произношению слов отказа от веры), но их сердца так и останутся [наполненными верой и] умиротворёнными (спокойными, уверенными), если сердце кого-либо пропитается безбожием, – тех постигнет гнев Божий и ожидает великое наказание. (сура «Ан-Нахль», аят 106.)
 

 

12. Можно ли хоронить в одной могиле более одного человека?

Дозволено хоронить более одного человека в могиле при необходимости, насыпав перед каждым вторым земляную преграду. («Мараки аль-Фалях»)

 

13. Скажите, пожалуйста, каково каноническое решение по поводу чтения салавата (благословения) на Пророка Мухаммада ?

Чтение салавата на нашего Пророка ﷺ является обязательным хотя бы один раз в жизни и ваджибом каждый раз, как мы упоминаем или слышим о нём.

 

14. Кому не разрешается распоряжаться своей собственностью?

Есть три причины, которые служат препятствием в распоряжении своим имуществом: малолетство, рабство, сумасшествие. Ребёнку нельзя расходовать своё имущество, кроме как с разрешения опекуна, рабу – с разрешения хозяина, сумасшедшему – до прихода в себя или с разрешения опекуна.

 

Причиной запрета в распоряжении имуществом ребёнку служит отсутствие у него полноценного разума. Рабу же запрещено по причине соблюдения прав его хозяина. Сумасшедший не пригоден для этого в целом из-за сумасшествия.

 

Если же кто-нибудь из них что-либо продаст или купит, их опекуны будут вправе расторгнуть или подтвердить договор. («Хидая») 
 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ