Как разводятся мусульмане?

Создание новой семьи устроено для того, чтобы супруги находили друг в друге спокойствие и любовь. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие…» (сура «Ар-Рум», аят 21).

статья опубликована в номере: 24 (589) / от 15 декабря 2019 (Раби уль-Ахир 1441 г.)
76

Чтобы снизить уровень недопонимания между супругами, Всевышний предписал каждому из них права и обязанности, которые им необходимо соблюсти. Но Господь не ограничился этим, Он побудил и к соблюдению этикета, посредством которого узы брака становятся намного крепче. Но что делать, если супруги всё же решили прервать узы брака?

 

От Ибн Умара رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для Всевышнего Аллаха самым ненавистным из дозволенного является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа).

Развод без веских причин является нежелательным, порицаемым действием (макрух).

 

Но всегда ли развод несёт в себе такой негативный оттенок? На самом деле сам развод в некоторых случаях можно даже рассмотреть как милость, данную нам Богом. Ведь представьте, что происходило бы в семье, где муж с женой испытывают сильную антипатию друг к другу, живут как «кошка с собакой» и никак не могут найти примирение и решить свою проблему?

 

Они не хотят больше жить вместе. И как это сказывается на воспитании детей, которые постоянно видят ссоры родителей? Для решения данной проблемы Всевышний узаконил для нас развод. Каким бы горьким ни был этот путь, но порой именно это решение является самым приемлемым в жизни супругов.

Развод по некоторым причинам бывает даже желательным. К примеру, ввиду отсутствия целомудрия у жены. Передаётся от Ибн Аббаса رضي الله عنه, что некий человек пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «Поистине моя жена не отвергнет руку прикасающегося к ней».

 

Тогда Пророк ﷺ сказал: «Разведись с ней». Мужчина снова обратился со словами: «Я не вынесу расставания с ней». Пророк ﷺ ответил ему: «Тогда держи её возле себя».

 

Дом – это некое маленькое государство, а у каждого государства должен быть правитель. Ислам сделал правителем этого государства мужчину (мужа, отца).

 

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества…» (сура «Ан-Ниса», аят 34).

 

Мужчина – глава в семье потому, что он физически и морально крепок. На мужчину также возложены обязанности материального обеспечения своей семьи. Поэтому владеть правом развода мужчи
на более достоин.

 

В отличие от женщины, хрупкого создания, очень чувствительно относящегося к происшествиям, что может послужить неправильной оценке ситуации и повлечь к неправомерным действиям. На мужчину также возлагается обязанность после развода отдать определённую плату, «мута», своей бывшей супруге, что заставит его подумать, стоит ли давать развод или нет.

 

У женщин таких обязательств нет, и если бы ей принадлежало право развода, то она разводилась бы при первой вспышке чувств. А о практике многожёнства, узаконенной Исламом, в таком случае можно было бы вообще забыть, так как женщина, едва услышав о ещё одной женитьбе мужа, сразу же произнесла бы слова развода.

В Исламе считается запретным давать развод во время менструального цикла или после супружеской близости, однако развод данный в таких состояниях считается действительным. Такой развод в Шариате именуется как «таляк бид’и». В чём же кроется причина запрета такого вида развода?

 

Да в том, что развод, данный при таких аспектах, увеличивает срок (идда), который должна выжидать женщина после развода, до того как обрести право снова выйти замуж. Но всё ли так сложно для женщины, что в Шариате даже посчитали запретным способствование увеличению срока её идды, но не дали женщине права проявить инициативу, чтобы расстаться с супругом, даже если он относится к ней жестоко и несправедливо? Придётся ли ей всю жизнь терпеть такое отношение мужа?

 

Нет, Ислам учёл все эти факторы, и для этого есть каноническое решение. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

 

Как мужчина вступает в брак с женщиной, заранее договорившись и обязавшись выплатить определённую сумму, так же и женщина имеет право договориться с мужем на определённую сумму и разойтись с ним. Такая сделка в Шариате именуется «хул’».

Хул’ – это развод между супругами по инициативе жены, которая берёт на себя обязанность выплатить взамен согласия мужа определённую сумму (имущество). Этот договор в основе своей тоже является нежелательной сделкой, как и развод.

 

Но нежелательность эта спадает при некоторых аспектах, к примеру, когда жене не нравится, как муж обращается с ней, или по причине нерелигиозности мужа, тяжести выполнения обязанностей друг перед другом.

 

Всевышний в Коране сказал (смысл): «…И если вы опасаетесь, что они (муж и жена) не смогут соблюсти обязанности перед Аллахом , то они оба не совершат греха, если она выкупит развод…» (сура «Аль-Бакара», аят 229).

 

Да сохранит нас Всевышний от разлада в семьях и поможет с лёгкостью преодолеть возникающие разногласия. Аминь!

 

АБДУЛЛА АБДУЛКЕРИМОВ
 

Также в рубрике

Признаки Судного дня

Одиннадцатый признак. Сражение с тюрками.

Этика посещения больного

Ислам побуждает людей к сплочению, поддержанию и укреплению отношений друг с другом. Для этого существуют

Глубоководный горизонт

На столе у меня разбиты конспекты. В твоих сейфах – золото и жемчуга. В глазах моих – Солнце и сантименты.

Пять современных уловок шайтана

На протяжении своей жизни человек проходит через нескончаемую череду различных испытаний. Если подумать,